Новый тип общественной жизни. Новые условия жизни. Роман «Отцы и дети» (см. его краткое содержание) вызвал своим появлением большой шум и страстные споры. В нем Тургенев пытался, следуя за временем, отразить новые общественные типы и новые преобладающие интересы, задачи и цели жизни. Сам – человек 1840-х годов, с прочными симпатиями в сторону того идеализма, каким были проникнуты его сверстники, Тургенев пытался изобразить новых людей, чуждых ему по духу, но интересовавших его, как художника, и будивших в нем симпатию. На смену характерных для недавнего прошлого образов «лишних людей» теперь пришел, наконец, и наш русский практик и делец, горячо спешащий работать и ожесточенно борющийся с помехами к работе. Новые общественно-политические веяния, близость реформ всколыхнули общество. Намечались широкие планы, ставились огромные задачи. Настроения прошлых лет и связанные с ними мечтательность, пессимизм, созерцательность, раздвоение, любовь к поэзии и отвлеченной философии, – теперь, на рубеже 1850-60-х годов готовы были проклинать, как средства отвлечения от насущных задач. Из одной крайности бросались в другую. Это было естественной реакцией на исключительность книжных и литературных интересов предыдущей эпохи.

 

Отцы и дети. Художественный фильм по роману И. С. Тургенева. 1958

 

Черты эпохи. Теперь проповедовали необходимость только непосредственно-жизненных дел, задач, разрешение которых приносит немедленно внешнюю пользу. Горячо исповедовали утилитаризм – учение о первенстве среди жизненных побуждений принципа пользы. Из отвлеченных высот поэзии и философии спешили опуститься на землю, к её очередным задачам и обычным нуждам. Тогда было модным выказывать презрение к поэзии и музыке, как к предметам сентиментальных забав. Это отношение оправдывалось тем, что перед юным русским культурным обществом открылись такие важные, огромные и насущные задачи, такие картины невежества, страданий, произвола, взяточничества, беспомощности темных народных масс, что было признано непозволительной роскошью заниматься вопросами поэзии и философии ввиду таких страшных нужд народной жизни. Это настроение выразил Некрасов в известных своих стихах:

 

...Еще стыдней в годину горя
Красу небес, долин и моря
И ласки милой воспевать.

 

Отрицание. Для того чтобы справиться с такой массой насущных дел, нужно было упростить, сузить свою задачу, ограничить ее самым важным. Это и старались делать люди 1860-х годов, внося в жизнь принцип аскетизма, проповедуя отречение от многого, необходимого для личной жизни человека, во имя исполнения сурового долга. Гонению подвергались поэзия и философия умозрительная. В связи с общим трезвым рационалистическим духом эпохи расширялся интерес к естественным наукам и к философии материалистической и позитивной. Все взгляды и симпатии старого культурного русского человека 1830-х и 1840-х годов – его эстетизм, мечтательность, идеализм – все это подверглось переоценке и отрицалось.

 

 

Отношение Тургенева. Эстет и художник в душе, поклонявшийся красоте, считавший ее одной из главнейших сил в деле устроения лучших форм жизни, Тургенев не мог сочувствовать новому направлению целиком и должен быль с некоторым ужасом встретить это «разрушение эстетики», «низвержение Пушкина» и т. п. Но как художник, Тургенев изучал новый, вошедший в русскую жизнь тип, отнесся к нему беспристрастно и, воспроизводя его в своем романе, демонстрировал уважение и симпатию к некоторым сторонам личности своего сурового героя. Он изобразил этот тип в лице Базарова.

Но, по-видимому, именно то обстоятельство, что этот тип был явлением не прошлого, а текущих дней, что здесь писатель касался задушевных идеалов и черт современника, еще не переболевшего всем этим содержанием жизни, – послужило причиной такого страстного отношения к роману. Попытка изобразить объективно то, что было идеалом своего времени для молодого поколения, была признана кощунством. И хотя облик Базарова нарисован серьезно и художественно, критика увидела в нем карикатуру на молодое поколение и с негодованием обрушилась на Тургенева. Нападки были так многочисленны, так яростны, что произвели большое впечатление на романиста, который задумывал уже бросить перо. Однако, позднее Писарев увидел в Базарове подлинное воплощение идеального типа своего времени.

Базаров. Базаров – тип отрицателя прежних нравственных и умственных устоев. Он хочет служить обществу, науке и считается с задачами и интересами его простой и грубой жизни, отрицая весь уклад дворянства. Он проповедует «трезвое» отношение к жизни, отрицая поэзию, религию, любовь, сводя все к физиологии. Его принцип равенства всех людей основывается именно на упрощении жизни, на сведении всего в ней к физиологии. И его требования по отношению к человеку заключаются в одном: делай полезное, настоящее дело, способствуй разрешению ближайших задач материальной жизни.

Благоговейно относящийся к Базарову, как учителю, Аркадий Кирсанов вносит в исповедание его идей то увлечение и тот юношеский идеализм, которые отрицает Базаров. Но тот и сам не выдерживает предначертанной программы и впадает в противоречие с собой. Он запутывается в сетях той самой «романтики» – любви, – к которой так презрительно относился. Влюбившись в Одинцову, Базаров против воли переживает все то, что отвергал, как каприз барства, как «чепуху» и «гниль». Отрицая в теории любовь к родителям, он всеми силами подавляет в себе ответное чувство на беззаветную преданность и любовь к нему стариков.

Тут Тургеневым явно раскрывается ложь Базаровской теоретики. Вообще, несмотря на цельность и силу своей натуры, Базаров часто как бы теряет почву под собой, ибо смутно чувствует, что юношеской крайностью своих воззрений, своими парадоксами противоречит простой и вечной логике самой жизни. Ополчаясь на идеализм в человеческой жизни, на красоту, поэзию, на высшее умозрение, на любовь, он пытается бороться с вечными законами действительности, которая самого его заставляет им подчиняться.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.