В обширной главе, напечатанной до появления всего романа, – «Сон Обломова», над которой Гончаров работал долго и любовно, как художник над заветной картиной, изображается во всей широте сонное царство обломовщины и процесс медленного отравления ребенка-Обломова этим ядом.
Обломов в этом сне видит свою прошлую жизнь, перед ним проходят картины детства, он волнуется от наплыва воспоминаний и плачет во сне. Перед ним рисуется тихая деревня его родителей, кругом пустынные распаханные поля, в отдалении лес, старый помещичий дом, сад, где он бродил с нянькой. Маленького Илюшу, проснувшегося в своей кроватке, одевают, он капризничает, уже понимая своим детским умишком, что он «барчук», что услуживающие ему люди – его слуги, его собственность, над которыми он может командовать. К его услугам всегда готовы разные Ваньки, Фильки, Степки, которые бросятся по его указаниям, предупредят каждое его желание, каждый его шаг. Его освобождают от всех усилий и движений, необходимых для развития его детского организма, от всех забот и трудностей, необходимых для развития воли.
Система угодничества и прислуживания дворни барчуку искусственно парализует его волю, его силы, его активность. Он растет, как в теплице, охраняемый заботами мамушек, нянюшек и родителей. Его вечно кутают, оберегают, стерегут, подавляют в нем все взрывы детской веселости и шаловливости. Его пугают всяческими опасностями, ожидающими его вне родительских попечений. Ребенок привыкает думать, что безопасно и спокойно только в сонном доме его родителей, а вокруг все полно неведомых страшных сил и опасностей. Он с ужасом думает об овраге за деревней и о лесе, где бегают волки и прячутся разбойники. В маленьком Илюше развивают страх жизни, привычку искать защиты у других и не надеяться на себя. Охраняют его и от умственных забот, скорбят о необходимости учить мальчика, всячески уговариваюсь его не утруждать себя и освобождают от уроков.
Заботы родителей устремлены только на физическую сторону жизни ребенка. Как бы обложенный ватой, в этой душной теплице, он растет вялым, флегматичным, безжизненным мальчиком, в котором привычки лени и безделья развили вечную непобедимую усталость и потребность лежать и продаваться полному покою. Создавшаяся же вокруг в доме родителей и во всей деревне жизненная атмосфера еще губительнее действует на душу ребенка. Вокруг него – вечный сон, тупое животное прозябание, с единственными заботами об обеде.
Образ Обломова у Гончарова
Все застыло в лени и дреме в Обломовке. По утрам лишь есть некоторые признаки жизни, ибо готовятся к обеду. Но после обеда Обломовка погружается в тяжелый и душный сон. Впечатления жары, тишины, какой-то сонной одури втягивают впечатлительного мальчика в лабиринт каких-то болезненных, странных представлений и дум. С необыкновенной психологической тонкостью воссоздает Гончаров эти смутные переживания детской души. Вот когда Обломовка кажется подлинным царством тупого сна. Тишина прерывается лишь бредом спящих. Поспят, встают, прохлаждаются в сумерках, пьют чай, ужинают и ложатся спать.
И так день за днем, день за днем тянется однообразная и сонная тягомотина этой жизни. Никаких забот, никаких интересов, помимо обеда и сна. Изредка развлекаются игрой в карты или вспоминают смешные эпизоды прошлогодней жизни. Спокойно, эпически, как Гомер, изображает Гончаров эту болотную топь и жизнь погруженных в нее людей, и впечатление усиливается именно этим спокойным тоном повествования.
«Сон Обломова», воссоздающий картины детской жизни героя, объясняет, как возник, как сложился этот тип русской действительности.