Роман «Обломов» (см. его краткое содержание), над которым Гончаров работал свыше десяти лет, является огромной синтетической постройкой, охватывающей весь простор русской жизни и коренные черты национальной психологии. Подобно Гоголю, подмечавшему характерный, смешные и уродливые черты старого русского быта и переносившему их в свой рисунок с такой выразительностью, что Пушкину при чтении «Мертвых душ» становилось, по его словам, «страшно за Россию», – и Гончаров сумел схватить незамеченную до него черту русского быта и показать ее в картине правдивой и яркой. Как все писатели, склонные к обобщению в своем изображении жизни, Гончаров распространил замеченную черту почти на всю русскую жизнь, и эта черта под пером художника выросла до страшных размеров.

Представляя в образах, изобилующих тонкими психологическими наблюдениями, ленивую, праздную и тупую жизнь обитателей Обломовки, Гончаров эту обломовщину выдвигает как символ оцепенелого состояния всей русской жизни, жизни этого богатыря – русского народа, полного сил, но недвижимого, очарованного тяжелой дремотой, от которой нужно встряхнуться для деятельной и живой жизни. Из этого сонного царства вышел Обломов, человек с прекрасными природными задатками: умный, чуткий, с кристальной и доброй душой, но как бы отравленный невидимым ядом пассивности, бессилия и безмолвия в Обломовке.