Влияние человека из народа Платона Каратаева на Пьера Безухова вызвано не теоретическими рассуждениями первого, не проповедью каких-либо идей. Оно, это влияние, было тем сильней, что возникло из непосредственного ощущения Безуховым простоты, легкости и глубины жизни Каратаева. Пьер почувствовал эти черты жизни Каратаева при первом же общении с ним, и позднее Каратаев влиял на Пьера одним фактом своего существования, тем, что жил подле него своей простой, духовно-свободной и светлой жизнью. Таков был тип Каратаева, который казался Пьеру «олицетворением всего русского, простого, круглого».

Характерными чертами Каратаева были его простота, ласковость и совершенное отсутствие эгоизма, себялюбия, отсутствие того, что разделяет людей: личных целей, идущих наперекор целям других. Наоборот, Каратаев был весь как-то слит с окружающим миром, ибо в нем была способность бессознательного самоотречения и тончайшее чутье справедливости. Ко всем ласковый, всех одинаково любящий, готовый для всех на услугу и ласку, Каратаев жил такой легкой и свободной жизнью именно потому, что для себя ничего не добивался и не знал никаких забот и мучений, связанных с личными влеченьями.

Красота этой натуры заключалась еще в том, что Каратаев не был способен к собственной оценке, к самолюбованью, не сознавал, что он лучше и выше других и делал все это не потому, что стремился к нравственной высоте, но потому, что так было свойственно его натуре, и он не понимал, как можно поступать и жить иначе. Черты его характера – не его личные, не им развитые и достигнутые, но переданы ему от дедов и отцов; Каратаев целиком вышел из массы народной и носит отличительные признаки народного типа.

Все его миросозерцание, все его речи, прибаутки, все взгляды – все это не его личное, а народное. Он как бы единая волна широкого народного моря. Общий характер его личности, общее впечатление от него – благообразие, ясность и цельность, именно то, что Пьер выражает словом «круглый». Для Каратаева легка жизнь и легка смерть. Поднявшись, как волна, из глубины народного моря, являясь отражением стихийной народной правды и бессознательно служа своей жизнью народному идеалу, Каратаев так же легко снова сольется с этим морем и с источником его правды.

Ни в чем не сомневающийся, Каратаев внутренне утвержден не на убеждениях ума, но на вере души. Он верит просто и глубоко, не мудрствуя лукаво, всей душой. Верой в Бога, в справедливость, в закон любви, мира и согласия для людей проникнута вся его жизнь. Душевный мир его ничем не возмущен, и Каратаев всегда находится в тихом и радостном настроении, он оптимист, и подле него находящиеся люди чувствуют, как от этого человека исходит заражающее их чувство какой-то светлой радости жизни.

Идеи Толстого о богатстве и силе народной души, о духовных ценностях народной жизни объясняются знакомством именно с такими типами. Указав наиболее яркое воплощение такого типа в среде простонародной, писатель и среди высших и средних классов находит людей подобного же склада. Фельдмаршал Кутузов и капитан Тушин являются родственными по духу с Платоном Каратаевым: у них общее чувство своего «я», как частицы колоссального целого – своего народа, с которым они слиты всеми помыслами и всеми чувствами души; их характеризует также черта смирения, отсутствие личной воли, отдача своей жизни служению народу, осуществлению долга перед своим народом и отчизной.

 

Читайте также статьи Платон Каратаев - взгляды на жизнь и Платон Каратаев – характеристика.

Ссылки на другие материалы по творчеству Л. Н. Толстого – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»