Наташа Ростова в «Войне и мире» во многих отношениях похожа на Пьера Безухова. Это – тоже тревожная, «ищущая» натура, душевные силы которой сначала не уравновешены и неопределенны. Ми знакомимся с Наташей, когда она – еще подросток. У неё порывистая душа, честное, горячее сердце, но пока – полное отсутствие всякого признака того, что называется «миросозерцанием».
Шаловливое, резвое существо, которое от избытка жизненных сил – не может посидеть на месте, которая не может сдержать своих порывов «приличиями света», она изображена девочкой «оригинальной», талантливой и симпатичной; она хорошо поет, хорошо танцует; она способна увлекаться, не стараясь даже распознать, достоин ли уважения предмет её внимания.
Лев Толстой. Война и мир. Главные герои и темы романа
Наташа вырастает на наших глазах. Её душа мужает и зреет в годину отечественной войны; она серьезнее вдумывается в жизнь, всматривается в людей, – и натура её делается устойчивее, сильнее и глубже. Еще нет у нее миросозерцания, но тонкость и сила душевных её качеств растет.
По-прежнему избыток жизненных сил – её главная черта, – только теперь эти силы направляются уже не на шалости, а на развитие сердечности в отношениях к людям. Она не получила хорошего образования, у неё нет умственных интересов, она даже «не удостаивает быть умной», – как говорил о ней Пьер – но недостаток этого благоприобретенного образования и заимствованного ума, заменяются у неё тонко развитым нравственным чутьем, – какой-то инстинктивной проницательностью, помогающей ей отличать черное от белого. Её порывистость теряет, мало-помалу, черты детской необузданности и, мало-помалу, приобретает характер благородства. Она одна, полуребенок, нашла в своем сердце столько силы негодования, что заставила мать устыдиться, когда та, увозя имущество из Москвы, хотела отказать в подводах раненым.
Но и в этой благородной, сильной девушке нет еще устойчивости, – и она, при всей своей чуткости и нравственной чистоте, может отдаться порыву слепой страстности. Таково её увлечение красавцем Анатолем Курагиным, ради которого она готова бросить уважаемого жениха, князя Андрея, любимого отца и мать.
В Наташе есть какая-то животная, стихийная сила, с которой бороться она не может, потому что ясного сознания смысла жизни у нее еще нет. Это сознание явилось к ней впоследствии, когда она пережила муки стыда и раскаянья, когда у неё на руках умирал её жених, когда она сблизилась с княжной Марьей Болконской, невестой её брата, Николая.
«Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель».
И вот, все пережитое ею, вся «война душевная», победоносно ею выдержанная, в конце концов разрешаются душевным «миром». Она выходит замуж за Пьера Безухова и – в семейной жизни, в радостях жены и матери – находит применение богатых сил своей, успокоенной теперь, души.
С детства до зрелого возраста она чужда была всяких мистических стремлений в иной мир, кроме земного; всегда она принадлежала земле и всегда жаждала личного счастья. Тем труднее было сделать этот образ симпатичным и светлым, – но Толстой преодолел эту трудность и скрасил «земные» черты Наташи, обогатив ее тонкими и возвышенными чувствами и настроениями... Самый эгоизм её (стремление к личному счастью) он смягчил чувством широкой любви ко всем людям, ко всему миру, умением понимать чужую жизнь и уступчиво к ней относиться.
Читайте также статью Герои «Войны и мира». Ссылки на материалы о других героях и произведениях Льва Толстого см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»