Часто проявляемое Некрасовым сознание своей беспомощности не помешало ему в своем творчестве подчинить свой гений чувству всеобнимающей любви. В стихотворения «Муза» (1852, см. его полный текст) – он говорит:
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
В небесной красоте, неслышимо, как дух,
Слетая с высоты, младенческий мой слух
Она гармонии волшебной не учила,
…рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков.
Это – Муза беспокойная, – её напев звучал то «вечной жалобой», то «разгульной песнью», то «стоном».
Все слышалося в нем в смешении безумном:
Расчеты мелочной и грязной суеты
И юношеских лет прекрасные мечты,
Погибшая любовь, подавленные слезы,
Проклятья, жалобы, бессильные угрозы.
Иногда порывы ярости смягчались:
В душе озлобленной и любящей, и нежной
Непрочен был порыв жестокости мятежной.
– и тогда «буйство дикое страстей и скорби лютой» сменялось «одной божественно-прекрасною минутой», –
Когда страдалица, поникнув головой,
«Прощай врагам своим!» шептала надо мной...
Так вечно плачущей и непонятной девы
Лелеяли мой слух суровые напевы.
Не раз возвращается Некрасов к такому определению своей поэзии.
Ссылки на другие статьи о творчестве Н. А. Некрасова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»