Драма Лермонтова «Маскарад» (см. её краткое содержание и анализ) написана под сильным влиянием «Горя от ума». Но только стих драмы, но даже отдельные выражения и действующие лица напоминают произведение Грибоедова[1]. Представители общества, с которым сталкиваются Чацкий и Арбенин, тоже очень сходны; все они живут пошлой, мелочной жизнью, содержание которой составляет, сплетни, интриги, эгоистические стремления; все сколько-нибудь выдающиеся личности томятся в этом обществе скукой и пресыщеньем; презрение к жизни своей и чужой, страсть к картам и женщинам, – вот, что здесь заполняет существование.

 

Лермонтов. Маскарад. Художественный фильм 1941

 

Арбенин – разновидность того же типа героя, который очень часто изображается Лермонтовым и в его поэмах, и в его лирике, и в лице его Печорина.

С Арбениным мы впервые знакомимся в тот период его жизни, когда он «притих»: «женился и богат, стал человек солидный, глядит ягненочком» – но в душе он остался «тот же зверь». Он полюбил красавицу Нину, и её любовь заставила его победить свои страсти, примирила его с жизнью и людьми. Как для боярина Орши его дочь, так для Арбенина его Нина – единственный свет в мрачной жизни: погаснет этот свет – ижизнь его сделается еще чернее.

 

Везде я видел зло и, гордый, перед ним
Нигде не преклонился.
Все, что осталось мне от жизни – это ты:
Созданье слабое, но ангел красоты!
Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье...
Я – человек, пока они мои!
Без них – нет у меня ни счастья, ни души,
Ни чувства, ни существованья!

 

О прошлом Арбенина мы узнаем из рассказов других действующих лиц и из его признаний.

 

 

Разочарованный в людях, он презирает их холодно и зло; он чужд интересов толпы и потому скучает –

 

...сердце холодно и спит воображенье,
Они все чужды мне, и я им всем чужой.

 

Он презирает культурное общество, с его лживостью и утонченным развратом мысли и чувства. Даже любящей Нине он представляется «странным человеком». «Что такое жизнь?» – восклицает он и сам отвечает:

 

...Жизнь – вещь пустая;
Покуда в сердце быстро льется кровь, –
Все в мире нам и радость, и отрада!
Пройдут года желаний и страстей –
И все вокруг темней, темней!
Что жизнь? – давно известная шарада
Для упражнения детей.
Где первое – рожденье, где второе
Ужасный ряд забот и муки тайных ран,
Где смерть – последнее, а целое – обман.

 

«Неизвестный» так характеризует Арбенина:

 

...в твоей груди уж крылся этот холод
То адское презренье ко всему,
Которым ты гордился всюду.
Не знаю, приписать его к уму,
Иль к обстоятельствам – я разбирать не буду
Твоей души – её поймёт лишь Бог,
Который сотворить один такую мог!

 

 

 

Из этих, слов мы видим, что в Арбенине было что-то «сверхчеловеческое», демоническое. Особенно эта черта выражается в его злобе и мстительности.

 

…Ни прощенья,
Ни жалости не знает он,
Когда обижен.

 

И эта черта оправдывается в драме: из пустого подозрения он отравляет неповинную жену; он зло и коварно мстит князю Звездичу.

Но Арбенин не представлен Лермонтовым в апофеозе, – судьба беспощадно наказывает его: враги его «Неизвестный» и князь Звездич показывают ему невинность его жены, и он сходит с ума.

 

Ссылки на другие статьи о биографии и произведениях Лермонтова – см. ниже, в блоке «Ещё по теме...»



[1] Разговор Арбенина с Казариным напоминает беседу Чацкого с Горичем на балу у Фамусова; Шприх – напоминает отчасти Загорецкого.