Имажинизм (от лат. imago — образ) – русское литературное направление начала 1920-х гг., которое провозгласило основой поэзии образность. Группа имажинистов была создана в Москве в конце 1918 под руководством эгофутуриста В. Шершеневича. Самым значительным представителем имажинизма был С. Есенин; в группу входили также И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф, М. Ройзман, Н. Эрдман.

Имажинисты объявляли своим главным принципом примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Яркость образов, по мнению этого литературного течения, должна преобладать в искусстве над осмысленностью содержания.

 

Русский имажинизм. Кратко. Слушать аудиокнигу

 

Первая «Декларация» имажинистов была напечатана 10.2.1919 в газете «Советская страна». Имажинисты утверждали здесь, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ <...> – вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ – это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины».

В 1920 вышли в свет первые сборники имажинистов, например, «Плавильня слов». Для публикации своих многочисленных произведений они создали собственное полулегальное издательство «Имажинисты». В 1922-24 они выпустили четыре номера собственного журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Сами названия стихотворений Шершеневича, который говорил об «образе как самоцели», выражали теоретические замыслы автора, например, «Каталог образов» или «Лирическая конструкция».

Имажинисты продолжили начатую символистами дискуссию, выступая за обновление формы поэзии, однако, с несколько иными акцентами, чем у футуристов. Они выступали против идеологии в искусстве, что отчасти объяснялось их разочарованием революционном идеализме.

Главным для имажинистов были новизна, оригинальность и конкретность сравнений и метафор. Тенденция к шоковому воздействию на читателя, зачастую достигаемому с помощью отвратительных, вульгарных и непристойных образов, нашла себе параллель в распущенности, в богемном образе жизни.

Большевицкая власть, предпочитавшая лишенные лиричности публицистические стихи и признававшая истинной поэзией недолговечные пропагандистские вирши, относилась к имажинистам с подозрительностью и неприязнью.

В 1924 среди имажинистов начались разногласия; в 1927 группа распалась. В 1928 В. Шершеневич, ретроспективно анализируя имажинизм, назвал в числе важнейших работ «Буян-остров» А. Мариенгофа (1920), «Ключи Марии» С. Есенина (1919) и собственное «Дважды два пять» (1920).