Белый, Андрей (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) – поэт, писатель (26.10 [14.10 старого стиля] 1880, Москва – 8.1.1934, там же). [См. также статью Андрей Белый - биография.] Отец – профессор математики Московского университета. Первые увлечения Белого связаны с немецкой культурой (Гёте, Гейне, Бетховен). С 1897 он интенсивно занимается Достоевским и Ибсеном, а также современной французской и бельгийской поэзией. По окончании гимназии в 1899 он становится приверженцем Владимира Соловьева и Фридриха Ницше. В области музыки его любовь принадлежит теперь Григу и Вагнеру. Наряду с философией и музыкой он интересовался естественными науками, что привело его на математический факультет Московского университета, оконченный им в 1903, но до 1906 он продолжал посещать филологический факультет.

Андрей Белый в молодости

Андрей Белый в молодости

 

Около 1903 Андрей Белый знакомится с Блоком и Бальмонтом, сближается с кружком санкт-петербургских символистов, возглавлявшимся Мережковским и Гиппиус, до 1909 сотрудничает с журналом «Весы».

Многочисленные публикации Белого начинаются с ритмизованной прозы Симфония (1902), которая обратила на себя внимание необычностью языка и строя мыслей автора. Свои первые стихи Белый собрал в сборник Золото в лазури (1904), за которым последовали сборники Пепел (1908) и Урна (1909), отразившие уже в названиях пережитую Белым фазу разочарований. В журнале «Весы» Белый опубликовал свой первый роман Серебряный голубь (1909).

С 1910 начинается новый, длившийся приблизительно до 1920 период творчества Белого, обусловленный его философскими увлечениями. В 1910-11 он предпринимает путешествие в Италию, Тунис, Египет и Палестину. С 1912 по 1916 он живет по преимуществу в Западной Европе, некоторое время – в Дорнахе у Рудольфа Штайнера (Steiner), испытав сильное влияние его антропософии. В Германии Белый подружился с известным поэтом Кристианом Моргенштерном. Возвратясь в 1916 в Россию, Белый публикует свой второй большой роман Петербург (1916) и примыкает к литературной группе «Скифы» (с Ивановым-Разумником и Блоком).

Октябрьскую революцию Белый воспринял в мистическом ключе, как начало духовного и религиозного обновления человечества. Белый преподавал теорию стиха и прозы в Студии Пролеткульта. В 1921 он всё же эмигрировал в Берлин, где опубликовал много сборников стихов, прозаических и теоретических сочинений, но в 1923 вернулся в Советскую Россию. Написанное им впоследствии по преимуществу автобиографично. Его произведения остаются в традиции символизма и стоят особняком в советской литературе, но качественно отличаются от ранних писаний.

 

 

Андрей Белый – один из самых значительных русских символистов. Это касается и его философии, и теории творчества, и стихов, и прозы. Он – один из первопроходцев русского модернизма. Его искусство в сильной степени определяется мистическими переживаниями и настаивает на всестороннем преображении жизни и человека. Четыре Симфонии Белого (1902-08) объединены стремлением в синтезе поэзии и музыки достигнуть обновления синтаксиса и ритмических структур языка, добиться его «освобождения».

Первый сборник стихов Белого, Золото в лазури, принадлежит «апокалиптической» фазе русского символизма с угрожающим образом большого города. Следующие сборники ближе к русской действительности, хотя в них сохраняется верность магическим представлениям о слове.

Занятия Белого оккультизмом отразились в романе Серебряный голубь, где он разрабатывает старую культурфилософскую проблему положения России между Востоком и Западом на примере человека, воспитанного западной цивилизацией и захваченного оккультными силами Востока.

 

Поэты России ХХ век. Андрей Белый

 

Белого интересует прежде всего техника изображений, образность языка, музыкальные принципы повторения и ритмического конструирования. Он продолжает традицию гоголевского гротеска. Роман Петербург, возникающий все в том же кругу проблем (противоположность восточного и западного мировоззрения), но связанный с антропософией и показывающий конфликт между отцом-сенатором и сыном, подпавшим под влияние террористов, «сосредоточен на отражениях сознания, но сознания, искаженного в гротесках и расщепленного на самостоятельные сегменты» (Holthusen). Белый нарушает законы поэтического искусства, традиционно устремляющегося к единству формы, в макро- и микроструктуре.

Мистическое миропонимание Белого находит выражение и в том, что он приравнивает революционные события к евангельским, как это показывает возникшая в апреле 1918 поэма Христос Воскрес. Наибольшей выразительности достигает стилизованная проза Белого в романе Котик Летаев (1922), содержащем много автобиографических черт. Белый показывает сознание ребенка, в котором время граничит с пространством, реальность с мифом. Это произведение, «предвосхитившее самые смелые формальные эксперименты Джойса» (Струве). Один из способов философски-антирационалистического углубления изображаемого в соответствии с антропософскими установками – отождествление персонажей с мифологическими образами.

Воспоминания, написанные в 1929-33, хотя и блестящие в стилистическом отношении, исторически недостоверны. Стилистические эксперименты Белого оказали большое влияние на формирование ранней советской орнаментальной прозы, его филологические исследования были восприняты формальной школой.