Представление на сцене театра Варьете начинается с велосипедных трюков. Тем временем финдиректор Римский сидит в кабинете, кусая губы: вдобавок к Лиходееву теперь исчез ещё и Варенуха! Арестовали? Но за что?!

В театр прибывает Воланд со своей свитой. Римский идёт взглянуть на мага в артистическую уборную. Тот – в необычайно длинном фраке и в чёрной полумаске. Его помощник Коровьев тут же проделывает для финдиректора фокус: трижды щёлкнув пальцами, вытаскивает из-за уха у кота Бегемота собственные Римского золотые часы с цепочкой. А кот наливает сам себе в стакан воды из графина, выпивает и вытирает лапой усы.

 

Мастер и Маргарита. Фильм. 3-я серия

 

Сеанс магии открывает речью, пересыпанной глуповатыми, несмешными шутками, знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский. Затем на сцену выходит Воланд с помощником и котом.

– Скажи мне, любезный Фагот (так он на сей раз называет Коровьева), как по-твоему: московское народонаселение значительно изменилось? Я не говорю о костюмах, о появившихся автомобилях и автобусах. Мне интересно: изменились ли эти горожане внутренне?

Публика в замешательстве молчит. Воланд велит Фаготу и коту показать зрителям «что-нибудь простенькое». Те пускают лентой колоду карт. Фагот заглатывает её всю на лету ртом – и объявляет, что теперь колода «находится в седьмом ряду у гражданина Парчевского, как раз между трехрублевкой и повесткой о вызове в суд по делу об уплате алиментов гражданке Зельковой».

Кто-то кричит из зала: «Да вы с ним сговорились!» – «В таком случае, и вы в одной шайке с нами, потому что колода у вас в кармане!» – отвечает Фагот. Удивлённый крикун лезет в карман – и находит там не карты, а пачку денег.

Фагот предлагает и другим зрителям «принять участие в фокусе». Он машет рукой – и сверху на публику начинают падать червонцы. Все начинают ловить их, где и с дракой.

 

Мастер и Маргарита. Фильм. 4-я серия

 

Жорж Бенгальский, едва восстановив дар речи от изумления, объявляет, что «это был случай так называемого массового гипноза, и сейчас по мановению маэстро Воланда бумажки исчезнут». Но Фагот возражает: «Вы сейчас слышали случай так называемого вранья. Бумажки настоящие! А конферансье мне надоел». – «Да голову ему оторвать!» – восклицает кто-то из публики.

После этих слов кот прыгает на грудь Бенгальскому и в два поворота срывает ему голову с шеи. Кровь бьёт фонтаном, женщины истерично кричат.

«Простить его что ли?» – спрашивает Фагот у зала. – «Простить!» – гудят зрители. Воланд приказывает коту «надеть голову» и тот делает это. На шее Бенгальского не остаётся даже шрама, кот лапами смахивает кровь с его фрака. Фагот выпроваживает Жоржа, сунув ему в карман пачку червонцев. Тот уходит, жалобно причитая: «Квартиру возьмите, картины возьмите, только голову отдайте!» Римский ошарашенно смотрит на всё это.

Фагот объявляет, что теперь он откроет на сцене дамский магазин. Тут же появляются ковры, зеркала и витрины, полные женских туфлей, платьев и сумочек. За витриной стоит черт знает откуда взявшаяся рыжая девица в вечернем черном туалете со шрамом на шее. Фагот объявляет, что магазин будет бесплатно обменивать старые предметы женского туалета на новые.

Публика вначале колеблется. Но потом выходит одна брюнетка, примеривает в «магазине» туфли, бросает свои старые и уходит в новых. Кот, с повешенным на шею сантиметром, помогает в примерке. За первой дамой идут другие – все больше и больше. Выходит даже один мужчина, объясняя, что у его супруги грипп – Фагот с котом дают ему пару чулок и губную помаду. На сцене уже толпится множество женщин. Фагот наконец объявляет, что магазин закрыт – и витрины с товарами вдруг исчезают.

Из публики вдруг раздаётся настойчивый и звучный голос: «Все-таки желательно, гражданин артист, чтобы вы незамедлительно разоблачили бы перед зрителями технику ваших фокусов, в особенности фокус с денежными бумажками. Зрительская масса требует объяснения». Это говорит Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии московских театров, сидящий в ложе с пожилой женой и молодой родственницей, приехавшей из Саратова поступать в актрисы.

«Никакого фокуса нет, всё правда, – уверяет Фагот. – Чтобы доказать, я лично для вас произведу одно разоблачение. Где вы были вчера вечером?»

«Аркадий Аполлонович вчера вечером был на заседании акустической комиссии!» – надменно заявляет его супруга. – «Нет, мадам, – улыбается Фагот. – Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера не было, Аркадий Аполлонович отпустил своего шофера и в автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевне Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов».

Молодая родственница Семплеярова демонически хохочет: «Я давно уже подозревала это. Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!» Она с размаху бьёт Семплеярова зонтиком. – «Как смела ты, негодяйка, коснуться Аркадия Аполлоновича?» – визжит ей в лицо жена. – «Уж кто-кто, а уж я смею коснуться!» – истерически хохочет та.

Жена Семплеярова начинает звать милицию. Кот кричит оркестру: «Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!» Ополоумевший дирижер машет палочкой, и оркестр играет марш. В семплеяровской ложе идёт страшный скандал. А Воланд со своей свитой исчезают, растаяв в воздухе.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 12-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.