После сеанса Воланда взбудораженный финдиректор Римский запирается у себя в кабинете. Из здания Варьете льются потоки расходящейся публики.

С улицы вдруг раздаётся какой-то странный шум. Римский глядит в окно и видит внизу на тротуаре даму в одной сорочке и панталонах, а вокруг неё – хохочущую толпу. Такой же хохот и в другом месте – там тоже дама в одном белье, и к ней бежит милиционер. Римский понимает: платья, которые помощники Воланда, раздавали женщинам в своём «магазине», теперь исчезают прямо с тел владелиц.

 

Мастер и Маргарита. Глава 14. Краткий пересказ. Аудиокнига

 

Римский впадает в прострацию: как оправдываться перед высшим начальством за то, что допустили в своём театре такой сеанс? Он собирается уже немедленно звонить «в инстанции» и объясняться, но телефон на его столе вдруг звонит сам. Римский берёт трубку и в ней слышит вкрадчивый и развратный женский голос: «Не звони, никуда, худо будет!»

Он застывает с мурашками на спине. Уже ночь, в окне светит луна.

Римский прислушивается: в здании тишина – видимо, он остался один на всём втором этаже! Решает быстрее уходить. Часы в тишине бьют полночь.

Из-под двери его кабинета вдруг тянет гниловатой сыростью. В двери замка тихонько поворачивается ключ. Римский готов кричать. Дверь открывается – и входит Варенуха. «Боже, как ты меня испугал!» – выдыхает Римский.

Варенуха странной походкой идёт к столу и садится напротив него. «Ну что, ты узнал, что означает эта петрушка с Ялтой?» – робко интересуется Римский. – «Да это пушкинское кафе, – отвечает Варенуха, странно причмокивая в разговоре. – Степа напоил там телеграфиста, и начали оба безобразничать».

В голове у Римского возникает радужная картина: ненавистного Стёпу снимут с работы! Варенуха тем временем рассказывает подробности, как он ходил в «органы» и как там во всём разобрались. Живописует, как пьяный Стёпа гонялся в Пушкино за визжащими женщинами.

Но чем больше подробностей, тем сомнительнее они. Римский вначале верит, но потом начинает сомневаться. Он внимательно следит за Варенухой. Ему чудится, что от того несёт малярийной сыростью. И Варенуха почему-то старается не выходить из-под тени настольной лампы, ещё и закрываясь газетой. Он не похож на самого себя. У его носа заметен невесть откуда взявшийся громадный синяк!

Как бы машинально, играя пальцами по столу, Римский нажимает пуговку электрического звонка – и обмирает: в пустом здании нет сигнала! Варенуха злобно взглядывает на него. Римский вдруг замечает: на полу под креслом, где сидит Варенуха, нет от него тени!

Варенуха перехватывает этот взгляд. Ухмыльнувшись, проговаривает: «Догадался, проклятый!», потом прыгает к двери и запирает пуговку замка. Римский бросается от него назад, к окну – и видит прильнувшее к стеклу с той стороны лицо голой девицы, покрытое трупной зеленью. Её просунутая в форточку рука старается открыть оконную задвижку. Варенуха, чмокая, подмигивает ей и показывает на Римского.

Рука девицы начинает удлиняться. Окно распахивается. Девица забирается на подоконник, но вдруг с улицы начинает кукарекать дрессированный петух, живущий в Варьете – наступило утро!

У девицы встают дыбом волосы, и она улетает по воздуху. Вслед за ней в окно вылетает и Варенуха.

Весь поседевший Римский бросается бежать по коридору. Вылетев из театра, он бросается к такси: «Меня – к курьерскому ленинградскому!». Суёт шофёру 50 рублей из червонцев Воланда, которые успел захватить из своего кабинета.

Доехав до вокзала, Римский на те же червонцы покупает билет и через пять минут уезжает на поезде в Ленинград.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 14-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.