После ухода Афрания Пилат сидит в тоске. Подзывает верного пса – огромного Бангу. Тот кладёт ему лапы на плечи, лижет в щёку…

Тем временем Афраний посещает казармы тайной стражи, откуда сразу после его ухода выезжают за город три повозки и человек 15 верховых. Затем Афраний верхом на муле едет в городской дом одного торговца коврами, где его встречает жена отсутствующего хозяина – красавица Низа. Пробыв у неё совсем недолго, Афраний покидает дом, а Низа, приодевшись, выходит на улицы залитого праздничными огнями Ершалаима.

 

Мастер и Маргарита. 26 глава. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Близ базарной площади она обгоняет молодого красавца, в чистой одежде, с подстриженной бородкой, который незадолго пред тем с радостным лицом вышел из дворца первосвященника Каифы. Проходя мимо этого юноши, Низа как бы случайно на миг поворачивается к нему и он, вздрогнув, тут же бросается за ней среди толпы. Настигнув, окликает по имени.

«Ах, это ты Иуда?» – с притворным удивлением говорит красотка. – «Куда же ты идешь, Низа? – беспокоится тот. – Мы ведь условились, что я зайду к тебе, раз твой муж уехал». – «Ах, нет, – капризно отвечает Низа. – Ты ведь только будешь сидеть и вздыхать на террасе, а муж может узнать про твоё посещение. Я решила уйти за город слушать соловьев». – «Ты идёшь за город одна? Позволь мне сопровождать тебя!» – молит молодой человек.

Низа как будто колеблется. Потом увлекает Иуду в один неприметный дворик. «Иди в масличное имение, в Гефсиманию, за Кедрон. Но дай мне сначала уйти вперёд одной. Нельзя, чтобы нас видели вдвоём по дороге. Я буду ждать тебя уже на месте, у грота, что рядом с масличным жомом».

Низа ускользает. Иуда в нетерпении бродит некоторое время по ярко освещённому к Пасхе городу, а потом выходит из него через Гефсиманские ворота.

Он идёт через сады и уже слышит шум воды, журчащей в гроте. Но из-за маслины перед ним вдруг выпрыгивает мужская фигура, потом ещё одна. «Сколько получил от первосвященника? – спрашивает один из этих двоих. – Говори, если хочешь сохранить жизнь!» – «Тридцать тетрадрахм! Возьмите деньги, только не убивайте!».

На Иуду обрушиваются два удара ножом с двух сторон. Он падает на землю с протяжным, укорным стоном: «Ни-за!» Подходит Афраний. Убийцы привязывают к кошелю с тетрадрахмами поданную им записку, берут кошель и уходят.

Афраний тоже покидает сад окольными тропами. В одном месте его уже ждёт коновод с лошадью. Сменив плащ и шлем, Афраний возвращается в Ершалаим через южные ворота.

Пилат тем временем забывается тревожным сном. Ему грезится, что он идёт по светящейся дороге прямо к Луне вместе с Га-Ноцри и Бангой. Философ не укоряет его за совершённую сегодня казнь, убеждает, что её и не было. Но Пилат, всхлипывая во сне, говорит, что теперь не струсил бы и пошёл бы на всё, чтобы спасти его от смерти.

«Мы теперь будем всегда вместе, – говорит ему Иешуа во сне. – Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя!»

Пилата будит центурион Крысобой, сообщая о приходе Афрания. Того немедленно впускают.

«Я не сумел уберечь Иуду из Кириафа, прокуратор, его зарезали. Мешок с бывшими при нём деньгами убийцы подбросили в дом первосвященника. В мешке было 30 тетрадрахм». – «Немного, – усмехается Пилат. – А деньги Каифе подбросили с запиской?» – «Да и по этому поводу там был большой переполох. Вызывали меня, но когда я спросил, не выплачивались ли от первосвященника сегодня деньги кому-нибудь, они стали это напрочь отрицать». – «Но кто же убил Иуду?» – «Я полагаю, что ученики Га-Ноцри, в отместку за него». – «Этим фантазёрам вряд ли бы это удалось. Я думаю, по городу вскоре должны поползти слухи, что Иуда сам покончил с собой». – Перехватив значительный взгляд Пилата при этих словах, догадливый Афраний подтверждает: «Да, прокуратор, вероятно, такие слухи появятся».

Пилат спрашивает, как выполнено его поручение о погребении тел троих казнённых сегодня. Афраний рассказывает: прибывшие по его приказу могильщики не обнаружили тела Иешуа на вершине Лысой Горы. Но оно вскоре было найдено в пещере поблизости. Его утащил туда ближайший ученик Га-Ноцри, Левий Матвей. Он не хотел отдавать тело, но в конце концов его уговорили. Все три тела были погребены в одной могиле, в месте, которое известно лишь тем, кто их хоронил.

«Хорошо бы повидать этого Левия Матвея», – задумчиво произносит Пилат. – «Он здесь, прокуратор», – отвечает предусмотрительный Афраний.

Крысобой приводит Матвея и по знаку Пилата удаляется. Пилат сажает Левия с собой за стол и угощает едой. Матвей смотрит недоверчиво.

«Покажи свою хартию, на которой ты записывал слова Иешуа». Левий с неохотой вынимает её. Пилат с трудом разбирает арамейские письмена: «Смерти нет… Мы увидим чистую реку воды жизни…» И вдруг: «…большего порока… трусость».

Он отдаёт хартию Матвею, говоря: «У меня в Кесарии есть большая библиотека, и я хочу взять тебя в её хранители». – «Я не хочу, – отказывается Левий. – Тебе нелегко будет смотреть в лицо мне после того, как ты его убил». – «Тогда возьми денег». – «Не нужны и они». – «Что же ты теперь собираешься делать?» – «Зарезать Иуду из Кириафа». – «Его уже зарезали этой ночью». – «Кто?!» – «Я. Теперь ты возьмёшь что-нибудь от меня?» – Левий, смягчаясь: «Вели мне дать кусочек чистого пергамента».

Левий уходит, а Пилат, глядя на луну, засыпает во дворце. Рядом с ним спит верный пёс Банга.

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 26-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.