…Дочитав роман Мастера, Маргарита ложится и засыпает в одной комнате с ним.
Но в эту ночь не спят московские милиционеры. Целый этаж, десять кабинетов, занят следствием по делу Воланда. Ещё вчера, в пятницу, в милицию был вызван по телефону Аркадий Аполлонович Семплеяров, которому пришлось в весьма неприятном для него разговоре с совершеннейшей откровенностью рассказать не только о паскудном сеансе, но и все подробности про Милицу Андреевну Покобатько с Елоховской улицы. Опрос других свидетелей быстро указал на то, что виновников всего произошедшего надо искать в квартире № 50 на Садовой. Милиция побывала там несколько раз, выстукивала стены, осматривала дымоходы, но так ничего и не нашла.
Мастер и Маргарита. 27 глава. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Подписанный Стёпой Лиходеевым договор с Воландом волшебным образом исчез из документов Варьете и Зрелищной комиссии. Её председатель Прохор Петрович вернулся в свой костюм, как только милиция вошла в его кабинет. Он совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его отсутствия, но о маге и его компании ничего определённого рассказать не смог.
Пропавший Римский обнаружился в номере четыреста двенадцатом ленинградской гостиницы «Астория», где он прятался в платяном шкафу. Милицию он умолял немедленно поместить его в бронированную камеру с вооружённой охраной. Дело о пропаже из гроба головы Берлиоза раскрыть не удалось, но поющих «Славное море» служащих профессор Стравинский вылечил при помощи каких-то впрыскиваний.
В клинику Стравинского является один из следователей для встречи с Иваном Бездомным. Но в том заметна сильная перемена. Он вежливо рассказывает все подробности случая на Патриарших прудах, но заметно, что происшествие это теперь совсем его не волнует. Немедленной поимки Воланда он больше не требует. На Ивана, очевидно, сильно повлиял тот сон про казнь Иешуа, который он увидел накануне ночью. Следователю он заявляет, что больше не будет писать стихи – «они плохие, и я теперь это понял».
Тем временем становится ясно, что в проклятой квартире № 50 всё же кто-то есть. Временами гнусавый голос отвечает оттуда на телефонные звонки. Иногда из квартиры слышатся звуки патефона, на подоконнике видят греющегося на солнце черного кота. Вечером в пятницу по поручению следователей в квартиру отправляется заранее договорившийся о визите по телефону барон Майгель. Но когда через десять минут туда входит милиция – там вновь пусто, и Майгеля тоже нет.
Из Крыма прилетает в Москву Стёпа Лиходеев. Его прямо с аэродрома увозят в милицию. Он рассказывает подробности встречи с Воландом в собственной квартире и, подобно Римскому, просит, чтобы его поместили в надёжную камеру. О том же просит и неожиданно вернувшийся домой после двух дней отсутствия Варенуха. Он вначале пытается объяснять своё отсутствие запоем, но под давлением следователей сознаётся, что эти двое суток исполнял для компании Воланда роль вампира-наводчика.
Арестована и Аннушка – за попытку вручить кассирше в магазине десятидолларовую бумажку. В доллары превратились те 200 рублей, которые дал ей Азазелло. В милиции с недоверием слушают рассказ Аннушки про золотую подковку с бриллиантами и нечистую силу, загнездившуюся в квартире № 50.
Лишь по глупости ревнивой супруги арестован начальник Николай Иванович: она заявила в милицию, что он отсутствовал дома целую ночь. Николай Иванович представляет следователям шутовскую справку, что находился на балу у сатаны, рассказывает, как возил по воздуху на себе голую домработницу Наташу куда-то ко всем чертям на реку купаться, умолчав, правда, что сам явился к ней в спальню. Из этих показаний выясняется факт исчезновения Наташи и Маргариты Николаевны.
Наконец, в субботу, после обеда, две группы оперативников – одна через парадный, другая через чёрный ход – поднимаются к квартире № 50.
Коровьев и Азазелло, завтракая на кухне, слышат шум. «А что это за шаги такие на лестнице?» – «А это нас арестовывать идут». – «А, ну-ну».
Хорошо вооружённая милиция врывается в квартиру. Но нигде никого нет, лишь в гостиной на камине сидит большой чёрный кот, держа в лапах примус.
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус», – вдруг говорит он милиционерам. – «Исключительно чистая работа», – шепчет один из следователей другому.
Кота пробуют поймать в особую сеть, но он уворачивается и достаёт из-за спины браунинг. Милиционеры стреляют в него из маузера. Кот падает и растягивается в кровавой луже, восклицая: «Все кончено. Дайте мне попрощаться с землей! Единственно, что может спасти смертельно раненного кота – это глоток бензина».
Котяра пьёт бензин из примуса, и раны его затягиваются. Он прыгает на люстру и со словами: «Вызываю на дуэль!» – палит оттуда в милиционеров из браунинга. Те бешено стреляют в него из маузеров. Идёт страшная пальба, но в итоге никто не убит и не ранен. Милиционеры застывают в недоумении, а кот, махнув на верх рамы каминного зеркала, возмущается оттуда: «Я совершенно не понимаю причин такого резкого обращения со мной».
Из соседней комнаты внезапно слышится голос Воланда: «Что происходит в квартире? Мне мешают заниматься». – «Это всё Бегемот, черт его возьми!» – отвечает голос Коровьева. – А третий голос напоминает: «Мессир! Суббота. Солнце склоняется. Нам пора».
«Извините, не могу больше беседовать, нам пора», – объявляет милиционерам кот. Он плескает вниз бензином, и тот страшно вспыхивает до самого потолка. Загорается сразу вся квартира. Кот прыгает в окно. Снаружи его немедленно обстреливает милиционер, сидевший напротив окон на пожарной лестнице, потом ещё один у дымовой трубы на крыше, но противное животное бесследно смывается. В огне, на полу квартиры показывается, постепенно густея, труп барона Майгеля.
К дому № 302-бис едут пожарные машины, а люди во дворе видят, как вместе с дымом из окна пятого этажа вылетают три мужских силуэта и один силуэт обнаженной женщины.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 27-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.