Волшебные кони несут всадников над вечерней землёй. Маргарита вдруг видит, как меняется облик её спутников. Шутник Коровьев-Фагот превращается в темно-фиолетового рыцаря с задумчивым, никогда не улыбающимся лицом. Воланд тихо объясняет Маргарите: «Рыцарь этот когда-то неудачно скаламбурил на тему света и тьмы. И ему пришлось после этого прошутить немного дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!»

 

Мастер и Маргарита. Фильм. 10-я серия

 

Бегемот из толстого кота превращается в худенького юношу, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире. Он тоже притихает и летит молча. Азазелло же теряет человеческие черты, принимая облик истинного демона-убийцы, с холодным, белым лицом.

У Мастера длинные волосы собираются в косу. На ногах его появляются ботфорты со шпорами. Он летит на коне, слегка бормоча. А Воланд теперь похож на огромную глыбу мрака, грива его коня – на тучу.

Воланд останавливает коня на каменистой, безрадостной, плоской вершине. Он и все остальные идут пешком к стоящему посреди пустынного места креслу, где сидит, беспокойно глядя на луну, погружённый в размышление человек с большой собакой рядом.

«Ваш роман прочитали, – говорит Воланд Мастеру, – а вот и его герой. Две тысячи лет сидит он на этой площадке и спит, но во время полной луны его терзает бессонница. Рядом с ним, его верный сторож – собака. Глядя на луну, он видит лунную дорогу и хочет пойти по ней с арестантом Га-Ноцри, ибо чего-то не договорил с ним тогда, очень давно».

«Отпустите его!» – вдруг пронзительно кричит Маргарита. – «Повторяется история с Фридой, – усмехается Воланд. Но поворачивается к Мастеру. – Что ж, ваш роман вы можете кончить теперь одной фразой».

«Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» – кричит в каком-то наитии Мастер. И перед горной вершиной, где они стоят, появляется необъятный город Ершалаим с лунной дорогой к нему. По ней устремляются прокуратор и его преданный пёс Банга.

«И мне туда?» – спрашивает Мастер. – «Нет, – отвечает Воланд. – Зачем гнаться по следам того, что уже окончено?» – «Так, значит, туда?» – Мастер указывает назад, где соткались из тьмы очертания только что покинутой Москвы. – «Тоже нет. Что делать вам в подвальчике? Неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают цвести, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга».

Ершалаим и Москва исчезают. Воланд показывает Мастеру и Маргарите дорогу, куда им надо идти. «Прощайте!» – кричат те ему и его свите. Воланд со своими слугами рушится на конях с горы в пропасть, пропадая там без следа.

Мастер и Маргарита идут по каменистому мшистому мостику через ручей. «Слушай беззвучие, – говорит Маргарита. – Наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Беречь твой сон в нём буду я».

Мастер ощущает небывалое спокойствие. Кто-то отпустил его на свободу, как сам он только что отпустил им созданного героя…

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 32-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

 

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.