Пока господа на пикнике, Робинзон вечером пьянствует в долг в кофейне Гаврилы.

Входит Карандышев с пистолетом: «Где ваши товарищи, господин Робинзон?» Робинзон в страхе объясняет ему, что знаком с Паратовым и Вожеватовым лишь мимолётно, и сейчас они, наверное, гуляют за Волгой. Карандышев уходит.

С пристани идут мимо кофейной приехавшие после пикника цыгане. Затем подходят Кнуров с Вожеватовым. В беседе друг с другом они гадают, чем кончится драма Ларисы, уехавшей с Паратовым от жениха. Ни один из них не верит, что Паратов женится на ней.

«Мне кажется, Лариса Дмитриевна теперь находится в таком положении, что мы, близкие люди, обязаны принять участие в ее судьбе», – говорит Кнуров. Он глядит на Вожеватова, зная, что тот, как и сам он, неравнодушен к Ларисе. Чтобы избежать соперничества, Кнуров предлагает бросить монету: кому из двоих повезёт, тот и будет иметь право искать Ларисиной любви, другой же должен отступиться от неё.

Бросают монету. Удача выпадает Кнурову. Вожеватов даёт слово больше не претендовать на Ларису. Они с Кнуровым уходят в кофейню. Издали приближаются Паратов с Ларисой.

«Позвольте поблагодарить вас за счастие, которое вы нам доставили, присутствуя на пикнике», – говорит он ей. – «Нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: я – жена ваша или нет?» – беспокойно допытывается Лариса. – «Мы поговорим завтра, а сейчас я прикажу отвезти вас домой, – уклоняется Паратов. – Вам нельзя оставаться с нами ещё и на ночной кутёж». – «Маменька ждёт нас… чтобы благословить. Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой». – «Как не являться? А куда же вы денетесь?» – «Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, а на Волге утопиться – выбирай любое место». – «Зря вы так. Вам нужно жить. Жених примет вас назад, если вы его приласкаете». – «Но я не могу уважать Карандышева после того, что произошло сегодня. У меня один жених: это вы. Сегодня вы сказали мне: "Брось все, я твой". И я решилась». – «Послушайте, Лариса Дмитриевна! Вы допускаете мгновенное увлечение? Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете?»

«Неразрывные цепи, – тихо спрашивает Лариса. – Вы женаты?» – «Я обручен», – Паратов показывает ей своё обручальное кольцо. – «Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! – Лариса садится на стул без сил и истерически смеется. – Подите от меня!»

Паратов отходит искать Ларисе лошадей до дома. «Вася, я погибаю!» – говорит она подошедшему Вожеватову. – «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу, – оправдывается тот. – Я дал обещание!» – «Да я ничего и не требую от тебя; я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мной вместе!»

Вожеватов отходит. К Ларисе подходит Кнуров: «Лариса Дмитриевна, не угодно ли вам ехать со мной в Париж на выставку? И полное обеспечение на всю жизнь?» – Лариса отрицательно качает головой. – «Я могу предложить вам такое громадное содержание, – продолжает Кнуров, – что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.  Подумайте! Если вам будет угодно благосклонно принять мое предложение, известите меня, и с той минуты я сделаюсь вашим самым преданным слугой и самым точным исполнителем всех ваших желаний и даже капризов, как бы они странны и дороги ни были. Для меня невозможного мало».

Кнуров почтительно кланяется и уходит в кофейную. Лариса, оставшись одна, подбегает к решётке набережной над Волгой, смотрит вниз, но в ужасе отшатывается. «Расставаться с жизнью не так просто, – восклицает она сквозь слёзы. – Но мне жить нельзя и незачем! Что ж я не решаюсь? Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть…»

Она садится в забытьи, подперев рукой голову. Входит Карандышев. Перекинувшись парой слов с наблюдавшим за всей сценой Робинзоном, он садится рядом с Ларисой.

«Как вы мне противны, кабы вы знали!» – говорит она ему. – «Кнуров и Вожеватов мечут жеребий, кому вы достанетесь, играют в орлянку! – брюзжит Карандышев. – Хороши ваши приятели! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – они смотрят на вас, как на вещь». – «Вещь, да вещь! – с горечью вскрикивает Лариса. – Наконец слово для меня найдено. Но уйдите, прошу вас! Ха, ха, ха… я слишком, слишком дорогая вещь для вас».

«Бесстыдные слова! – кричит Карандышев. – Но я вам всё прощаю». – «А я не прощаю себе то, что думала связать судьбу с таким ничтожеством! Подите, вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня!»

Карандышев падает перед ней на колени, но Лариса не глядит на него. «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никто не старался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия. Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота. Идите, пошлите ко мне Кнурова».

«Так не доставайся же ты никому!» – вопит Карандышев, достаёт пистолет и стреляет в неё.

Лариса хватается за грудь: «Ах! Благодарю вас! Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама…»

Из кофейной выбегают Паратов, Кнуров, Вожеватов и Робинзон. Лариса им: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама».

Вдали запевают песню цыгане. «Пусть веселятся, кому весело… – слабо произносит Лариса. – Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю».

 

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 4-го действия и всей пьесы целиком, а также краткую биографию А. Н. Островского.

Для перехода к краткому содержанию предыдущего действия пьесы пользуйтесь кнопкой Назад ниже текста статьи.

Читайте также краткое содержание всей пьесы «Бесприданницы» в одной статье и краткие содержания других пьес А. Островского: «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Снегурочка».