В начале «Матрёнина двора» говорилось о желании повествователя обрести «нутряную Россию» – и тут же ставился вопрос: «если такая где-то была, жила»? Если... Ответом на этот вопрос является весь рассказ. Но напрасно мы стали бы в нем искать прямолинейное «да» или «нет».

 

Солженицын. Матрёнин двор. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига

 

В Высоком Поле сохранилась русская природа в неприкосновенном виде. Вокруг Торфопродукта ретивый начальник напрочь свел «дремучие, непроходимые леса». Изменились и названия деревень: рядом со старинными, поэтическими появились такие безобразные, как «Торфопродукт». Жители утратили черты старинной народной морали, связь с вековыми традициями. Но среди тальновцев ведь жила Матрёна! Она гибнет одинокая, непонятая.

Но остается в селе другой праведник, сумевший и оценить ее, и поведать нам о ней.

Духовному обнищанию народа противопоставлено духовное богатство немногих, чья душа устояла против растлевающего влияния уродливой жизни. Тема праведничества становится центральной в рассказе. Завершается он скорбной, но светлой нотой:

 

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

 

В этой пословице – ключ к пониманию глубинного смысла рассказа, его всеобъемлющего и пророческого значения. Истинность этой пословицы подтверждает история России за последние десятилетия. Ведь на ком же, как не на праведниках, зиждется единственная надежда?! Нет, не погиб народ, не погибла «вся земля наша», если дала она миру Солженицына, Сахарова и десятки других известных и безвестных подвижников.

Именно такое понимание праведничества присуще и самому автору «Матрёнина двора». В статье «Образованщина» он говорит о героическом меньшинстве, о «жертвенной элите» нашего времени: «...большинство назовет их без выдумок просто праведниками».

Рассказ о душе современного человека, и шире, об извечной борьбе добра и зла в душе человеческой, завершается выражением веры в силу бессмертного начала – праведничества.

 

Отрывок из книги М. Шнеерсон «Александр Солженицын. Очерки творчества».