Горький, Максим (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков) – прозаик, драматург (28.3 [16.3 старого стиля] 1868, Нижний Новгород – 18.6.1936, Горки под Москвой). Родился в семье столяра-краснодеревщика, детство провел у деда, в школу ходил только несколько месяцев; с 12-ти лет работал рассыльным, поваренком, икономазом и т. д. С 1884 жил в Казани, продолжал самообразование; был вхож в революционные кружки. С 1888 предпринимал продолжительные странствования по России.
В 1892 появился его первый рассказ Макар Чудра, опубликованный в Тифлисе под псевдонимом «Горький», выбранным в качестве символа для своей судьбы и судеб персонажей. С этого времени начинается литературная и журналистская работа Горького в Нижнем Новгороде и Самаре. Он получил известность благодаря целому ряду рассказов, из которых самые известные – Старуха Изергиль (см. краткое содержание и полный текст) и Песня о Соколе. В 1898 публикуется его первое двухтомное издание, встреченное исключительным вниманием читателей в стране и за рубежом. Затем следуют романы Фома Гордеев (1899) и Трое (1900).
Большую известность Горькому, солидаризировавшемуся в то время с ленинской «Искрой», принесло революционное стихотворение в прозе Песня о Буревестнике (1901). Тогда же Горький пишет первые пьесы; в одной из них – На дне (1902, см. её полный текст и краткое содержание), написанной в духе модного тогда натурализма, он выводит на сцену совершенно новых персонажей из среды люмпен-пролетариата. Поставленная на сценах Московского Художественного театра и театра Макса Рейнхардта в Берлине (1903), эта пьеса, несмотря на слабые литературные достоинства, имела такой успех, какого не было ни у одной из последующих пьес Горького.
При содействии Горького в 1905 была основана первая легальная большевистская газета «Новая жизнь». В 1905 Горький познакомился с Лениным, это знакомство переросло в непосредственное общение, длившееся до смерти большевицкого вождя, но подверженное колебаниям.
За поддержку революционеров Горький в 1906 был принужден выехать за границу; через Берлин и Париж он направился в США, где среди прочего был написан его роман Мать. С 1906 по 1913 Горький жил на острове Капри в Италии. Находясь под влиянием А. Богданова, Горький стремился к соединению русского богостроительства с революционными идеями, что отразилось, в частности в его повести Исповедь (1908).
После царской амнистии Горький в 1913 вернулся в Россию. В 1914 он издал «Первый сборник пролетарских писателей»; в 1915 основал журнал «Летопись», нередко критиковавшийся большевиками. В эти годы Горький начал свою автобиографическую трилогию, опубликовав две повести: Детство (1913/14) и В людях (1915/16).
Перед Октябрьской революцией у Горького сложились весьма напряженные отношения с Лениным, это отразилось, например, в цикле публицистических статей Горького Несвоевременные мысли, напечатанных в 1917-18 в газете «Новая жизнь», которая в июле 1918 была запрещена. Горький активно выступал за сохранение русского культурного наследия, заботился о молодых писателях (группа Серапионовы братья), основал издательство «Всемирная литература», давшее многим писателям средства к существованию, пытался защищать писателей от красного террора.
В 1921 Ленин настоял на том, чтобы Горький снова уехал за границу, причем это лишь частично оправдывалось состоянием здоровья Горького. До 1924 Горький жил в Германии и Чехословакии, основал в Берлине журнал «Беседа», который печатал и советских писателей, и эмигрантов. В 1924, после смерти Ленина, Горький остался за границей, в Сорренто. Его отношение к СССР было двойственным. В 1922 романом Мои университеты Горький завершил свою автобиографическую трилогию. В последующие годы он писал романы Дело Артамоновых (1925) и Жизнь Клима Самгина (1925-36), последний остался незаконченным.
В 1928 и 1929 он побывал в Советском Союзе, в 1932 вернулся туда окончательно, ибо имел за границей множество неоплатных долгов. Горький, о праве которого называться «пролетарским писателем» Коммунистическая академия еще в 1927 вела долгие споры, занял по возвращении ведущее и почетное место в литературно-политической сфере и стал председателем основанного в 1934 Союза писателей СССР. Его поселили в роскошном московском особняке, принадлежавшем прежде миллионеру Рябушинскому; у него завязались личные отношения со Сталиным. Горький полностью встал на сторону укоренившейся системы, он даже выступил в защиту советской лагерной системы, о чём ярко написал А. Солженицын в «Архипелаге ГУЛаг».
Обстоятельства смерти Горького остаются невыясненными. Официальное советское сообщение от 3.3.1938 гласило, что он был убит по приказу главы ГПУ Ягоды; теперь это сообщение опровергается, но оно тем не менее не исключает возможности того, что Горький стал жертвой сталинского произвола, как и Киров, рядом с которым Горький захоронен в кремлевской стене.
В СССР Горький считается основателем советской литературы, хотя известнейшие его произведения изображают дореволюционную Россию. Роман Мать принято называть первым произведением соцреализма, хотя само это понятие возникло через 26 лет после создания романа. Горький испытывал «пристрастие к необычайным характерам». «Босяки», преступники, купцы, представители антиреволюционной и сочувствующей революции интеллигенции – вот типичные герои его обширного творчества. Ни в первое, ни во второе свое пребывание за границей Горький не почерпнул в новом для себя мире материала для творчества. Он не выучил и ни одного иностранного языка.
Написанные в советское время произведения Горького снова обращаются к автобиографическому материалу, чаще всего – к опыту жизни в старой России. В этих произведениях (в том числе и в пьесах) проявляется его стихийный эпический талант, взращенный волжской природой. В романе Жизнь Клима Самгина Горький попытался отобразить исторические события на протяжении четырех предреволюционных десятилетий с точки зрения мелкобуржуазного русского интеллигента, которому противопоставлены образы убежденных большевиков. Эта огромная, много раз перерабатывавшаяся эпопея, четвертая часть которой составлена из набросков, оставшихся после смерти писателя, по структуре представляет собой роман-хронику; художественную ценность имеют лишь зарисовки характеров в отдельных эпизодах романа.
Горький проявлял полное непонимание по отношению ко всяческим поискам формы у писателей начала 20 века, его романтико-патетический реализм отражает собой переход от литературы 19 века к литературе социалистического реализма.