Хармс (настоящая фамилия – Ювачёв), Даниил Иванович – поэт, драматург, писатель (30.12 [17.12 старого стиля] 1905, Санкт-Петербург – умер в тюрьме, 2.2.1942, Ленинград). Хармс, чаще всего употреблявший этот псевдоним, который восходит, очевидно, к английскому слову «harm» («вред»), выступал как писатель вместе с Введенским на мероприятиях ленинградской группы «Левый фланг», начиная с конца 1925. В 1926 и 1927 три стихотворения Хармса были напечатаны в альманахах, однако законченная в 1927 рукопись книги Управление вещей. Стихи малодоступные, не смогла появиться в печати.

 

Даниил Хармс. Коротко и ясно

 

Хармс принадлежал к основателям и главным представителям группы футуристско-сюрреалистического направления Обэриу. Его литературная деятельность проявилась в основном на публичных выступлениях совместно с другими обэриутами в 1928-30. Многие стихотворения Хармса распространялись в рукописях. Написанная в декабре 1927 пьеса Хармса Елизавета Бам была в 1928 поставлена на сцене и подверглась резкой критике. После одного из публичных выступлений обэриутов в апреле 1930 эта форма их литературной полемики с жизнью была практически запрещена.

С весны 1927 С. Маршак привлек Хармса и Введенского к работе над детской литературой. Хармс опубликовал несколько небольших детских книжек. Одна из них – Во-первых и во-вторых – была иллюстрирована В. Татлиным.

После ареста Хармса 23.8.1941 его имя было вычеркнуто из советской литературы. В 1956 последовала реабилитация поэта. С 1960 с помощью Л. Чуковской постепенно удалось добиться его нового литературного признания. В 1962 была переиздана его детская книжка Игра, за ней последовало еще несколько изданий для детей в 1967, 1972 и 1973. Елизавета Бам была поставлена в 1966 в Варшаве.

Первое собрание разрозненных публикаций и сохранившихся лишь в списках произведений Хармса было выпущено в 1974, в Вюрцбурге (ФРГ). В 1978 М. Мейлах и В. Эрль начали за рубежом издание сочинений Хармса, основанное на материалах одного частного ленинградского архива.

 

См. также статью Творчество Даниила Хармса – краткий анализ