Васильев, Павел Николаевич – русский поэт (25.12 [12.12 старого стиля] 1910, Зайсан, в Казахстане – 1937, в заключении). Отец, преподававший в Омском педагогическом институте, и мать Васильева происходили из сибирских казаков. В 1919-26 Павел учился в школе в Павлодаре. В 1926, после нескольких месяцев обучения, Васильев оставил Владивостокский университет и с тех пор, до 1929, вел кочевой образ жизни, побывав во многих районах Сибири, а в 1929 работал некоторое время во Владивостоке на рыболовецком промысле.

 

Павел Васильев. Видеофильм

 

С детства он писал стихи, которые с 1927 стали появляться в журналах. В 1929 Васильев поселился в Москве, учился в Высшем литературно-художественном институте им. Брюсова. Время странствий отразилось в двух книгах очерков Васильева – В золотой разведке (1930) и Люди в тайге (1931).

Антиурбанистская лирика Васильева, включающая мотивы из свободной жизни казачества, и эротика в его стихах встречали грубый отпор со стороны руководителей РАПП. Первая поэма Васильева Песня о гибели казачьего войска (в 18-ти частях, писавшаяся в 1928-32) распространялась в списках. Васильев познакомился с видными крестьянскими поэтами Клюевым и Клычковым. За короткое время он написал 10 поэм фольклорно-исторического содержания, из которых в печати появилась только одна – Соляной бунт (1934).

В 1932 Васильев был в первый раз арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке литераторов – т. н. «Сибирской бригаде», но вскоре освобождён условно. В 1934 против Павла развернулась кампания травли, в ходе которой его обвиняли в пьянстве, хулиганстве, антисемитизме, белогвардейщине и защите кулачества. Вскоре к травле поэта присоединился Горький (статья «О литературных забавах»), указав на целесообразность «изолирования» Васильева.

В январе 1935 Павел был исключён из Союза писателей, в июле арестован и осуждён за «злостное хулиганство». Весной 1936 его выпустили, однако на пленуме правления Союза писателей, состоявшемся 22-25 февраля 1937, вновь заклеймили как «врага народа». Вскоре после этого он был опять арестован и расстрелян.

Дореабилитации Павла Васильева, последовавшей около 1956 и открывшей возможность для публикаций из архива поэта, его имя было вычеркнуто из советской литературы. Позже разгорелись споры о его политической позиции, в ходе которых Васильева, убитого в возрасте 26-ти лет, достойно защищал Залыгин.

Поэзия Павла Васильева исполнена самобытной образной силы. Сказочные элементы сочетаются в ней с историческими картинами из жизни казачества и с революционной современностью. Сильные личности, мощные звери, жестокие события и многоцветные степные ландшафты – все это выливается у него в экспрессивные, стремительные эпизоды в стихах с переменным ритмом.

Кровавые впечатления от революции, пережитые в детстве, Васильев изображает, не связывая их с историческими фигурами и событиями. Уважительное отношение Васильева к казакам и трудолюбивым крестьянам, его отказ от привычного советского взгляда на Гражданскую войну как раз и стали главной причиной трагической гибели поэта.