Полное заглавие русской повести XVII века о Ерше Ершовиче: «Список судного дела, как тягался Лещ с Ершом о Ростовском озере и о реках». Это – остроумная и забавная пародия на «судное дело», как оно велось при царе Алексее Михайловиче. Действующие лица – рыбы. [См. полный текст повести.]

 

Про Ерша Ершовича. Мультфильм

 

Честный Лещ («сынишко боярский Лещишко») жалуется суду на юркого плута Ерша, который вытесняет его из Ростовского озера, с давних времен принадлежавшего им, лещам. Лещ говорит, что «тот Ерш сам собою мал, а щетины у него стоят, что большие рогатины, и нас теми щетинами своими под бока подкалывает, и прокалывает нам ребра и суется по рекам и по озерам, как бешеная собака».

Судья – «воевода Осетр и окольничий Сом с большим усом» спрашивают Ерша, чем он может оправдаться? Ерш отвечает нахально, что Ростовское озеро – старая вотчина его дедов, а что Лещ жил у них всегда «во крестьянах на дне озера, а на свет не выхаживал». Ерш прибавляет, что он – человек известный, на Москве его знают «князья и бояре, дьяки и дворяне и подьячие, попы и дьяконы», – и другие «люди добрые, покупают Ерша дорогою ценою и варят в ухе с перцом и шафраном».

Один из свидетелей, Сельдь, показывает против Ерша, говоря, что он – «злой лих-человек, ябедник, скитается по рекам и озерам», а что в Москве его знают только «ярыжки кабацкие», «купят на одну деньгу ершов много, половину съедят, а другую расплюют и собакам размечут». Лещ ссылается на других свидетелей: рыбу Сига, рыбу Лодогу. Тут же описывается, как толстая рыба Линь, взятая в понятые, откупается взяткою, не желая идти на суд.

В конце концов судьи оправдывают Леща, а Ерша приговаривают к торговой казни: быть повешену в жаркие дни против солнца. Но Ершу не понравилось решение суда, он плюнул в глаза судьям, вскочил в хворост, – «только Ерша и видели».

В повести остроумно передается официальный судебный язык эпохи. Список судного дела заканчивается так: «У судного дела сидели все добрые люди: дьяк Сом с большим усом, судный список писал Вьюн, а добрый человек был Карась, а печатал Рак-глазун левою клешнею».