«Повесть временных лет» можно считать произведением переходным от духовной литературы к светской. Первым светским древнерусским писателем является князь Владимир Мономах, написавший замечательное «Поучение» своим детям [см. его полный текст и краткое содержание].

 

Поучение Владимира Мономаха детям. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, был великим князем в Киеве от 1113-го до 1125-го года. В его лице перед нами встает идеальный образ древнерусского князя-христианина. Среди своих родственников-князей Владимир Мономах играл роль миротворца; ему принадлежит инициатива Любечского съезда, на котором князья целовали крест, обещая прекратить раздоры («которы»). Но немногие из князей сдержали затем свое слово, мы знаем, что некоторые из «братьи» послали послов к Владимиру, уговаривая его, вместе с ними, восстать на смоленских князей (Ростиславичей), чтобы выгнать их из их волости.

Именно после этого посещения послов, которым Владимир ответил, что не может он «креста преступити», т. е. нарушить крестного целования, огорченный вероломством «братии» своей, Мономах берет Псалтирь, ища утешения в чтении псалмов, и, раскрыв книгу наугад, читает стих из псалма 42-го – «Вскуе печалуеши, душе? вскуе смущаещи мя?» Чтение этого псалма и навело Владимира Мономаха на мысль написать свое «Поучение».

Владимир говорит, что пишет свое поучение «седя на санех», – «на далече пути». Эти его слова можно объяснить двояко. В те времена был обычай везти тело покойника на кладбище, – на санях во все времена года, так что фразу «седя на санех» можно понять, как выражение – у дверей гроба, т. е. – перед самой смертью. Но можно также думать, что Мономах, когда писал свое «Поучение», действительно находился в пути, куда-то ехал,.

Все «Поучение» проникнуто религиозным духом. Глубоко и серьезно смотрит Владимир на религиозные обязанности человека. Сам он – светский человек, князь, а по взглядам своим приближается к монашествующим подвижникам. Он говорит своим детям о ежедневном посещении церковных служб, о молитве, – беспрестанной молитве.

Молитву Мономах считает самым важным делом в жизни; он говорит своим сыновьям, что даже в походе, сидя на конях, нужно молиться; если не знаешь наизусть никаких молитв, то хотя бы повторяй про себя: «Господи помилуй!» Эту молитву знает всякий: «аще и на кони ездячи», и – «иных молитв не умеете молвити, а «Господи помилуй» зовете беспрестани втайне, та бо есть молитва всех лепши [лучше], нежели мыслити безлепицу ездя».

Дальше он говорит, что есть три добродетели, которыми можно победить дьявола: покаянием, слезами и милостынею. – «То, дети мои, не тяжка заповедь Божья, може теми делы тремя избыти грехов своих и царствия не лишитися. А Бога деля (ради) не ленитися, молю вы ся, не забывайте трех дел тех».

Говоря об обязанностях правителя, Мономах рисует детям идеальный образ князя-христианина, каким он был сам. Князь должен постоянно и самоотверженно заботиться о вверенном ему народе, со справедливостью и милосердием относиться ко всем равно, невзирая на различие состояния. Как в мирное время, так и во время войны, на походе, князь должен во все вникать сам, не полагаясь ни на кого из дружины, сам за всем смотреть.

Обязанность князя – быть как бы первым слугой своей страны, своего народа. – «На войну вышед, не ленитеся, не зрите (т. е. – не надейтесь) на воеводы». – «И стороже сами наряживайте, и ночь отвсюду нарадивше около вой тоже лязите, а рано встанете, а оружья не снимайте с себе».

Мономах безусловно отрицательно относится к смертной казни: «ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убить его; аще будет повинен смерти, а душа не погубляйте никакой же хрестьяны».

Иностранцев он советует принимать ласково и приветливо: они в чужие страны добрую молву разнесут. Русские люди всегда хорошо относились к иностранцам.

Мономах говорит, что вставать князю надо при восходе солнца, молиться, посещать заутреню; потом надо «думать с дружиною», или судить приходящих к нему с жалобою людей. После обеда в полдень нужно отдохнуть: «спанье есть от Бога присужено полудне», – «почивает и зверь, и птицы, и человецы».

Охота («лов») также входит в число обычных княжеских занятий. В то время в лесах и степях было еще так много диких зверей, что охота была делом защиты от их нападений. Мономах говорит о своих приключениях на охоте: рассказывает, как два тура его на рога подымали, олень – один ногами топтал, другой бодал, кабан меч с его бедра сорвал, медведь набросился на него и вместе с конем повалил, – но Божией милостью остался он невредим.

Все это он рассказывает не из хвастовства, а просто повествует своим детям о своей мужественной воинственной жизни. Эта вторая часть «Поучения» носит автобиографический характер.

Главным делом защиты страны в то время были частые походы против половцев, кочевавших в степях. Одних больших походов против половцев Мономах совершил 83, а малых он и не считает.

Удивительно то, как такую воинственную, мужественную жизнь, полную опасностей и трудностей, Владимир Мономах соединял с жизнью истинно христианской. Все Поучение проникнуто духом простой, ясной и глубокой христианской мудрости.

Сочинения Владимира Мономаха входят в состав Лаврентьевской летописи. Они включают в себя само «Поучение», автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. «Поучение» явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.