Комедии Княжнина «Хвастун», «Чудаки» и др. в свое время пользовались большим успехом. Сюжеты их заимствованы у французов: «Хвастун» из комедии де Брюне: «L'important de cour», «Чудаки» из комедии Детуша: «L'homme singulier».
Яков Борисович Княжнин, автор комедии «Хвастун». Рисунок Ф. Ферапонтова
В первой пьесе выведен хвастун-Верхолет, «плутоватый дворянчик», не простой мошенник, а виртуоз-искусник, который «собирает оброк» с плохих голов, старается всех уверить в своей знатности и значении при дворе, чтобы жениться на дочери богатой г-жи Чванкиной, – дамы, как видно из её фамилии, тщеславной.
Герой всех убеждает, что близок к влиятельным лицам, переписывается с королями, и потому, пуская пыль в глаза, обещает всем, направо и налево, сенаторские места...
Неподдельно комична сцена, в которой герой, войдя в роль влиятельного человека, рассматривает прошения и произносит приговоры. Полиция прекращает его шарлатанство, и герой попадает в смирительный дом.
Рядом с этим предшественником Хлестакова выведено в пьесе несколько других характеров, очерченных так же ярко и живо. Так комичен провинциальный «дядюшка», который мечтает о сенаторстве для того, чтобы прижимать своих деревенских соседей:
Я сердцем (говорит он) лишь на тех дворяней мечу,
Которы вкруг меня по деревням живут,
Которые меня, равно как скот мой, жмут!
Я так же их пожму во время сенатόрства
И покажу мои им разные проворства:
Покрепче буду их держать в моих руках
И, как на собственных, на их косить лугах!
«Хвастун» заканчивается восклицанием служанки Марины:
Чтоб глупо не упасть и чтоб не осрамиться,
Так лучше не в свои нам сани не садиться!
Житейские идеалы самого Княжнина выражены в «Хвастуне» устами Честона и Милены.
Честон честно служит, «не ловит достоинств чрез подлости». Он протестует и против родовой гордости.
Устами Милены автор высказал свой взгляд на истинную любовь: героиня идеалистически смотрит на жизнь, верит в сродство душ. Воля родителей в выборе мужа для героини не имеет значения, – она повинуется более своему сердцу.