Кроме «подражателей» Карамзина, не шедших далее того, что было намечено в его литературной деятельности, не вносивших в творчество ничего своего, было у нас несколько писателей, которые своею деятельностью доказывают, что «карамзинская школа» не состояла только из одних «учеников»-сентименталистов. В их рядах можно насчитать немало литературных деятелей самых разнообразных поэтических верований. Дашков, П. Макаров, Каменев, В. Пушкин, Бенитцкий, В. Панаев, Воейков, Озеров, Жуковский, Батюшков, князь Вяземский, позднее А. С. Пушкин, – все были учениками Карамзина, называли себя «карамзинистами» и принимали горячее участие в начатой им работе над преобразованием русского литературного языка.

На этой почве сошелся с Карамзиным и старший современник его, Иван Иванович Дмитриев.

Первые произведения Дмитриева относятся к ложнокласическому направлению: сначала писал он оды патриотические и религиозные, послания, сатиры, но особенно прославился мелкими своими произведениями, относящимися к разряду «лёгкой поэзии».

Появление Карамзина на литературном поприще, по собственному признанию Дмитриева, сильно повлияло на него, и он сделался союзником своего младшего современника. Влияние Карамзина сказалось, прежде всего, на заботах Дмитриева о своем стихотворном языке. Следуя за Карамзиным, он старался ввести в поэзию живую разговорную речь, старался отделаться от того напыщенного стиля, который сделался особою принадлежностью русской ложноклассической поэзии. Такова, к примеру, тема известной сатиры Дмитриева «Чужой толк».

Но этим литературное влияние на него Карамзина и оканчивалось, так как, по существу своему, оба эти писателя представляли собою слишком мало сходства: Дмитриев, по характеру своему, был реалист-сатирик, – Карамзин – идеалист. Дмитриев поддался сентиментализму лишь до некоторой степени в нескольких чувствительных «песнях», из которых «Стонет сизый голубочек» – была, в свое время, самой известной. Кроме того, он в некоторых своих произведениях подчинился влиянию Оссиана («Ермак»).

Влиянием сентиментализма можно объяснить и то, что Дмитриев первый стал писать у нас «лиро-эпические поэмы» – ближайшие прототипы тех произведений, которые у Жуковского получила впоследствии название «баллад», у Рылеева – «дум».

Особенно прославился Иван Дмитриев своими «сказками» и баснями. Оба эти поэтические жанры должны быть отнесены к группе произведений чисто реалистического направления.

Басни Дмитриева представляют собою, по преимуществу, переводы из Лафонтена и других иностранных баснописцев. Главное достоинство их – живой, изобразительный язык. Можно без преувеличения сказать, что Дмитриев создал художественный стиль той реалистической школы стихотворцев, во главе которой стали у нас впоследствии Крылов и Грибоедов, Лучшие его произведения этого типа: «Дуб и Трость», «Два голубя», «Чижик и Зяблица», «Петух, Кот и Мышонок». Между его «баснями» попадаются и короткие повестушки-анекдоты, наброски художника-жанриста, не обделенного юмором, иногда окрашенные сентиментализмом («Быль», «Шарлатан», «Филемон и Бавкида», «Лиса-проповедница»). О поэтических произведениях Дмитриева кн. Вяземский говорит, что они отличаются «правильностью языка, красивостью слога, свободностью стихосложения, верным вкусом, умом острым и замысловатым, воображением не стремительным, но живым, насмешливостью не язвительною, но колкою, совершенством отделки и, вообще, тем глянцем искусства, который, преимущественно, замечен в творениях французов».