«Прорицание вёльвы» (др.-сканд. Völuspá) – песня о сотворении и грядущей гибели мира, которой открывается «Старшая Эдда». Вёльва – пророчица-колдунья, разбуженная богом Одином от смертного сна, вещает людям тайны прошлого и будущего, открытые ее взору, давая в этом своём рассказе наиболее полную картину скандинавской мифологии.
Старшая Эдда. Прорицание вёльвы
Из бездны, существовавшей до сотворения мира, первым родился великан Имир. От Имира ведут начало род великанов, которые древнее богов, и боги, выступающие как создатели и устроители мироздания. По другому эддическому источнику («Песня о Гримире»), боги убили великана Имира и из тела убитого создали мир: из крови – моря и реки, из мяса – землю, из костей – горы, из мозга – облака, из черепа – небесную кровлю. (Аналогичные мотивы встречаются и в других первобытных мифах о сотворении мира (в частности, они отражены в русской «Голубиной книге»).
Люди были созданы богами из Аска и Эмблы («ясеня» и «ольхи»), в которые боги вдохнули жизнь. Пророчица описывает устройство мироздания: землю осеняет мировое дерево, ясень Иггдрасиль. У его корней ключ Урдр, источник мудрости, и чертог, в котором живут три вещие девы Норны, богини судьбы, назначающие жребий каждому из людей. Боги ведут блаженную жизнь на полях Идавёлль, пока по их вине не разгорается первая война. Смерть светлого бога Бальдра, вызванная коварством Локи, является первым предвестием грядущей «гибели богов».
Вёльва описывает, как разразится она в будущем. На земле среди людей начнутся кровавые распри: «брат будет губить брата» – перед концом мира наступит «волчий век». Зазвучит рог стража царства богов Хеймдалля. На мир двинутся полчища чудовищ: огромный волк Фенрир разорвёт свои цепи, прибудет корабль мертвецов, которым правит Локи, с ним вместе поднимутся мировой змей Ёрмунганд, опоясывающий землю, и огненный великан Суртр. Волк пожрёт главу богов Одина, змей одолеет громовержца Тора, небесные светила упадут на землю, которая сгорит в огне мирового пожара.
Но за гибелью богов вёльва видит новую землю, воскресшую и очищенную, и богов, восставших для новой, блаженной жизни на полях Идавёлль.
Многие исследователи считают, что мифологические представления, лежащие в основе «Прорицания вёльвы», возникли сравнительно поздно, вероятно, не без влияния христианских представлений о конце света. Предполагают, что «Волуспа» возникла в середине X в. в Исландии как своеобразная попытка дать поэтический свод германских языческих верований в сопоставлении с новым учением христианской церкви.