Исландские саги содержат жизнеописания известных в свое время поэтов-скальдов вместе с отрывками их произведений. Среди старшего поколения исландских скальдов наибольшей славой пользовался Эгиль Скалагримссон (Egil Scalagrimsson, 900- 982). Его типичная для исландца «эпохи викингов» биография рассказана в «Саге об Эгиле».

 

Саги, поэзия скальдов, Младшая и Старшая Эдда

 

Эгиль происходил из знатного норвежского рода, который переселился в Исландию после целого ряда столкновений с королем Гаральдом Прекрасноволосым, уничтожившим самостоятельность племенных князей. В Исландии родичи Эгиля благодаря своему богатству и воинским доблестям играли видную роль. Молодой Эгиль уже в первую свою поездку в Норвегию поссорился с королем Эриком, сыном Гаральда, убив во время пира оскорбившего его королевского дружинника. Бежав из Норвегии, он вместе со своим братом участвовал в набегах викингов на Курляндию и Данию, потом служил в дружине англосаксонского короля Этельстана, которому помог одержать победу над шотландцами.

Вернувшись еще раз в Норвегию, Эгиль вступил в спор с королем из-за наследия своей жены, которое король несправедливо присудил одному из своих вельмож, убил на поединке этого вельможу, а также королевского сына, высланного для его преследования. В «позорящих песнях» он поносил короля и королеву, насмехаясь над их беспомощностью.

Потерпев кораблекрушение в следующей морской поездке, Эгиль случайно попал в плен к оскорбленному им королю, но спас свою жизнь песней, сочиненной по старинному обычаю в ночь перед казнью. Эта песня «Выкуп головы» (936), прославившая подвиги Эрика, сохранилась целиком и представляет блестящий образец «боевой песни» скальда.

В старости Эгиль жил в своих владениях в Исландии. Когда утонул его любимый сын Бодвар, он посвятил ему «поминальную песню» – «Память сына». В ней он оплакивает свое одиночество, возмущается богами, виновными в потере сына, и жалуется, что не сможет отомстить им, как стал бы мстить людям. Бог Один был прежде его другом, но потом порвал дружбу с ним и не оправдал его доверия. Зато Один одарил его песенным даром, и в песне Эгиль находит утешение своему страданию.