Василий Нарежный был автором не только бытоописательных, но и художественно-исторических произведений. К числу его книг такого рода относятся: «Рогвольд» (из времен Владимира), «Славенские вечера» (1809, сборник повестей: «Кий и Дулеб», «Славен», «Рогдай», «Велесил», «Громобой», «Ирена», «Мирослав», «Михаил» в др.). Потом он напечатал повести: «Георгий и Елена», «Анастасия», «Александр» и «Любослав», в 1819 г. – «Игорь». В 1824 г. он издал повесть: «Запорожец». Неизданной осталась его повесть «Гаркуша, малороссийский разбойник».

Наибольшею известностью из всех этих произведений Нарежного, в свое время, пользовались произведения, вошедшие в состав «Славенских [славянских] вечеров».

Первые две повести, «Кий и Дулеб» и «Славен» изображают те отдаленные времена, когда народы, населявшие когда-то Россию, только что «познали благо общежития». Кий и Славен – просветители племен, живших по берегам Днепра. Они дают этим народам религию, вводят законы, учат их земледелию и судоходству. Дулеб, герой первой повести, предводитель диких дулебов, хочет жениться на Лебеди, сестре Кия, но не получает её в жены и лишает себя жизни, так как не желает подчиняться законам Кия.

В повести «Рогдай» выведен богатырь, не уступающий в храбрости Илье Муромцу; он отличается в войне с печенегами, убивает их предводителя. Когда ему предлагают богатый выкуп за тело убитого, он отвечает высокопарной речью: «Никогда не отважу жизни своей для сребра и злата и последнюю каплю ее ценю дороже богатств всего света. Единственно отечеству посвящена жизнь витязя земли русския!»...

Велесил, один из витязей двора князя Владимира, представляет образец рыцарской любви. Много лет добивался он любви гречанки Софьи; ради неё он даже принял крещение. Вернувшись с одного похода, он застает любимую им девушку умирающей. После смерти её он, тоскующий, поселяется у её могилы и здесь проводит остаток своих дней.

Повесть «Громобой» напоминает рыцарские романы. Герой – оруженосец касожского князя и влюблен в его дочь Миловзору. Она любит его и советует явиться на том турнире, на котором её рука назначена наградой победителю. В виде таинственного, никому не ведомого, рыцаря появляется Громобой и всех побеждает. Когда князь узнает, что дочь его достается простому оруженосцу, он отказывает ему. Громобой уходить от него, делается оруженосцем у Добрыни, совершает много подвигов, получает звание «витязя», оказывает помощь касожскому князю и женится на Миловзоре.

В повести «Михаил» рассказано о том, как дочь Батыя, Зюлима, влюбляется в пленного князя Михаила. Он тоже любит ее. Батый соглашается на брак, но с непременным условием, чтобы князь «преклонил колена пред его троном и признал Магомета». Михаил не исполняет этого требования и принимает мученическую смерть... Дочь Батыя закалывается на месте казни.

Повесть «Игорь» (напечатана после смерти Нарежного во 2-м издании «Славенских вечеров») интересна тем, что на ней заметно отразилось влияние «Слова о полку Игореве» и на содержании, и на стиле: здесь так же злые знамения предвещают Игорю беду, и природа печалится в предчувствии несчастий. Княгиня Ольга, подобно Ярославне, тоскует по муже.

Повесть «Запорожец» любопытна прекрасным реальным изображением Запорожской Сечи и ее порядков. В ней описано, между прочим, собрание казаков, на котором старый атаман просит о разрешении сложить с себя почетное звание, возложенное на него товарищами. Малоестественное содержание романа, впрочем, сочетается с правдивой бытовой рамкой, в которую оно вставлено.

К историческим романам может быть отнесен и роман Нарежного «Украинский разбойник, Гаркуша». Автор постарался нарисовать психологию бедняка, обиженного людьми и судьбой. Озлобленный, он делается разбойником. Рассказ об его подвигах совершенно во вкусе приключений «разбойничьих» романов. Гаркуша – историческое лицо. Он прославился своими грабежами в середине XVIII века, а в 1782 г. был сослан в Нерчинск.