Один из основоположников теории романтизма Фридрих Шлегель указывал три источника романтизма: Великую французскую революцию, философию Фихте и роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». Он, таким образом, выделил и социальные, и философские, и литературно-эстетические предпосылки формирования романтизма в его немецком варианте. Современная точка зрения на этот вопрос несколько отличается от рассуждения Шлегеля: романтизм появился как следствие разочарования в результатах Французской революции, которая не осуществила лозунга «Свобода, равенство, братство», разочарования в идеях просветителей, готовивших эту революцию, в просветительском классицизме, основанном на культе Разума.

В немецком романтизме принято выделять три периода, получивших название йенский, гейдельбергский и берлинский по тем городам, где сформировались главные литературные кружки того или иного периода. Берлинский – название условное, так как в Берлине подобного объединения известных романтиков не было.

 

Романтизм как литературное направление

 

 

Йенский романтизм

Йенский романтизм охватывает 1795 – 1805 гг. Хотя это самая ранняя форма романтизма, именно йенские романтики детально разработали романтическую теорию и дали миру выдающиеся произведения, в которой она реализована. В кружок, сложившийся в Иене, входили:

Фридрих Шлегель (1772 – 1829), основной теоретик йенцев, автор эстетических работ «Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798, с участием Новалиса и др.), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» с включением в него «Речи о мифологии» и «Письма о романе» (1800), неоконченного романа «Люцинда» (1799), драмы «Аларкос» (1802), ряда поэтических произведений;

– его старший брат Август Вильгельм Шлегель (1767 – 1845), писавший стихи и драмы, но более известный как историк литературы, переводчик произведений У. Шекспира, П. Кальдерона, Ф. Петрарки, автор одной из первых работ по теории перевода «Нечто о Шекспире» (1796);

Новалис (1772 – 1801), крупнейший писатель периода;

– Вильгельм Генрих Ваккенродер (1773 – 1798), автор новелл и очерков, объединенных в сборники «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797) и «Фантазии об искусстве» (1798), в котором впервые появляется образ трагически одинокого художника – музыканта Иосифа Берглингера, задыхающегося среди «меркантильной прозы» обыденности;

– Людвиг Иоганн Тик (1773 – 1853), автор романов, новелл, пьес и произведений других жанров, среди написанного им – философский роман «Странствования Франца Штернбальда» (1798), комедия-сказка «Кот в сапогах» (1797), разножанровый сборник «Романтические поэмы» (ч. 1 – 2, 1799 – 1800);

– философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854), выразивший взгляды йенских романтиков в своей «Философии искусства» (1802 – 1803, опубл. 1907);

– протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер (1768 – 1834), разработавший, вслед за Ф. Шлегелем, романтическую герменевтику.

Особняком стоит творчество не связанного с йенским кружком Иоганна Христиана Фридриха Гёльдерлина (1770 – 1843), которое может быть рассмотрено как переходное звено от «веймарского классицизма» к йенскому романтизму (роман «Гиперион, или Отшельник в Греции», 1797 – 1799; трагедия «Смерть Эмпедокла», 1798 – 1799, оды, элегии).

Гейдельбергский романтизм

Этот период в развитии романтизма охватывает годы наполеоновского нашествия на Германию (с 1806 г. по середину 1810-х годов) и связан с пробуждением немецкого национального самосознания. В Гейдельберге складывается кружок (Л. А. фон Арним, К. Брентано, Б. фон Арним и др.), главным делом которого стало не создание собственных произведений, а собирание и обработка немецкого фольклора, утверждение принципа народности в литературе. Близки к нему братья Гримм. К гейдельбергскому романтизму относят также поэзию Йозефа фон Эйхендорфа (1788 – 1857). Многие стихи этого поэта, печатавшиеся с 1808 г., стали знаменитыми благодаря тому, что были положены на музыку Ф. Шубертом, Ф. Мендельсоном, Р. Шуманом.

По времени к гейдельбергскому периоду относится также стоящее особняком творчество крупнейшего немецкого драматурга-романтика Генриха фон Клейста (1777 – 1811).

Берлинский романтизм

Поздний немецкий романтизм (с середины 1810-х годов до конца 1820-х годов) условно называют берлинским. К высшим достижениям периода относят творчество Э. Т. А. Гофмана, раннюю поэзию Г. Гейне.

Творчество Адельберта фон Шамиссо (1781 – 1838) – также ярчайшая страница немецкого романтизма этого времени. Шамиссо – французский дворянин, эмигрировавший из революционной Франции, начал изучать немецкий язык лишь в 1796 г., поселившись в Берлине, но это не помешало ему стать классиком немецкой литературы. Особенно известны его повесть «Необычайная история Петера Шлемиля» (1814), где использован мотив разделения человека и его тени, и поэтический цикл «Любовь и жизнь женщины» (1830), положенный на музыку Р. Шуманом (1840).