Пьер лишь незадолго до этого приехал в Москву после своей питерской истории с квартальным и медведем. Три племянницы графа встретили его «как мертвеца или зачумлённого». Старшая княжна обвинила, что он «позаботился нанести отцу нравственные страдания».

К находящемуся в почти бессознательном состоянии отцу княжны Пьера не пускают, а сам он не настаивает на этом. Не допустить Пьера к отцу стремится и приехавший князь Василий.

Борис, войдя к Пьеру, застаёт его ходящим по комнате. Пьер издаёт какие-то отрывистые возгласы, видимо, воображая себя Наполеоном за подготовкой высадки в Англии. Пьер вначале принимает Бориса за Николая Ростова, потом бурно извиняется за эту путаницу. Тут же заводит разговор о Булонской экспедиции.

Борис любезным тоном передаёт приглашение на обед. Потом непривычно для себя смешивается и краснеет: «Если вы думаете, что мы с матерью приехали в надежде получить какой-нибудь куш от вашего отца, то ошибаетесь. Я, по крайней мере, ничего не приму от него!»

Пьер вначале не понимает, но догадавшись, что имеет в виду Борис, начинает горячо трясти ему руку, как благородному человеку. Сознаётся, что сам так и не был у лежащего на смертном одре отца. Обещает приехать к Ростовым.

Борис возвращается. Его мать как раз выходит от умирающего. Наигранно прижимая платок к глазам, она заявляет князю Василию, что приедет сюда ещё и ночевать, чтобы «помочь старому графу».

 

См. полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже текста статьи.