«Кто из русских людей, – задаёт вопрос Толстой, – читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.

Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели?»

Вину возлагают на Кутузова, Тормасова и Чичагова, не замечая при этом главного: «ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества».

На самом деле цели отрезать и уничтожить французов у русских тогда не было и не могло быть: армия Наполеона и так бежала из России со всей возможной скоростью и уничтожалась сама по себе, без боёв, в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не смогли перевести назад через границу больше одной сотой всего войска.

«Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину».

Вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была ничтожна. В движении русской армии от Тарутина до Красного выбыло пятьдесят тысяч больными и отсталыми. Половина людей выбыла из армии без сражений. «Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно». «Цель отрезывания Наполеона с армией никогда не существовала, кроме как в воображении десятка людей».

Цель народа была одна: очистить свою землю от нашествия. Цель эта достигалась тем, что сами французы бежали. Она достигалась действиями народной войны и ещё тем, что большая русская армия шла следом за французами, готовая употребить силу в случае остановки их движения.

«Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущее животное. И опытный погонщик знал, что самое выгодное держать кнут поднятым, угрожая им, а не по голове стегать бегущее животное».

 

Читайте полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже текста статьи.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.