«Осенью 1814-го года Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы».

В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги. Еще через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вел переговоры о выкупе отцовского Отрадного.

Начав хозяйничать по необходимости, он скоро так пристрастился к хозяйству, что оно сделалось для него любимым и почти исключительным занятием.

Николай испытывал неприязнь к модным, особенно английским, нововведениям. Перед глазами у него был прежде всего работник-мужик. «Мужик представлялся ему не только орудием, но и целью и судьею». Ростов учился хозяйствовать у мужика – и достигал блестящих результатов. Он «сразу, без ошибки, по какому-то дару прозрения, назначал бурмистром, старостой, выборным тех самых людей, которые были бы выбраны самими мужиками, если б они могли выбирать». О мужицком хозяйстве Николай заботился не меньше, чем о своём. Дворовых же слуг называл дармоедами.

Он всеми силами души любил русский народ и его быт, так что графиня Марья даже ревновала мужа к этой любви. Тем не менее, Николай сердился, когда другие хвалили его заботу о крепостных, и уверял, что не думает об их благе. «Все это поэзия и бабьи сказки, – все это благо ближнего. Мне нужно, чтобы наши дети не пошли по миру; мне надо устроить наше состояние, пока я жив; вот и все. Для этого нужен порядок, нужна строгость. А если крестьянин гол и голоден, и лошаденка у него одна, так он ни на себя, ни на меня не сработает».

После его смерти в народе долго хранилась набожная память об его управлении. «Хозяин был… Наперед мужицкое, а потом свое. Ну и потачки не давал. Одно слово – хозяин!»

 

Читайте полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже текста статьи.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.