Канун зимнего Николина дня 1820 г. в Лысых Горах. Наташа с семьёй гостит здесь с осени, но Пьер месяца полтора назад поехал по делам в Петербург. В гостях у Ростовых сейчас и Денисов, теперь генерал.
6 декабря семья садится за длинный праздничный стол. Княжне Марье кажется, что Николай не в духе, что он за что-то сердится на неё. У Николая действительно плохое настроение. После обеда он уходит к себе в комнату и ложится на диван.
Марья беспокоится. Она идёт к двери комнаты мужа, вслушивается в его знакомое дыхание. Подбегает её трехлётняя дочь – отцовская любимица черноглазая Наташа. Забегает в комнату отца и будит его.
Николай начинает ласкать девочку. Марья тоже робко входит к нему. «Ты не в духе?» – «С чего ты взяла?» – «Ты не можешь себе представить, как я бываю несчастна, одинока, когда ты такой. Мне все кажется, ты не можешь любить меня, что я так дурна…» – «Ах, какая ты смешная! Не по хорошу мил, а по милу хорош.... Жену разве я люблю? Я не люблю, а так, не знаю, как тебе сказать. Без тебя и когда вот так у нас какая-то кошка пробежит, я как будто пропал и ничего не могу. Ну, что я люблю палец свой? Я не люблю, а попробуй, отрежь его…»
Из сеней слышны звуки. Открывается дверь, и кто-то входит. Николай и Марья понимают: это возвратился из Петербурга Пьер. Марья бежит посмотреть. Вернувшись: «Теперь ожила наша Наташа».
Николай уходит к Пьеру, а Марья с улыбкой думает о своём семейном счастье.
«Но в то же самое время она вздохнула, и тихая грусть выразилась в ее глубоком взгляде. Как будто, кроме того счастья, которое она испытывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту».
Читайте полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже текста статьи.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.