Но большинство историков, в противоположность естествоиспытателям-материалистам, склонны бездоказательно признавать свободу воли человека и объяснять ею все события. Однако надо помнить, что как исторические, так и личные человеческие поступки не могут лишиться связи 1) с внешним миром, 2) со временем 3) с причинами поступка.

1) Внешняя обстановка, среда, окружающая как отдельного человека, так и целые народы уже сильно ограничивает его и их свободу воли и склоняет действовать под давлением обстоятельств.

2) Что касается времени, то легко заметить, что недавние наши поступки мы по большей части склонны истолковывать как свободные. Но когда начинаем вспоминать те поступки, что совершили год назад, десять лет назад, в молодости и т. д., то, сознавая всю совокупность их дальнейших последствий и результатов, мы уже яснее видим внешнее, несвободное давление или побуждение, которое вынудило или склонило нас поступить именно так, а не иначе.

3) Третье основание тесно связано с особенностями характера того, кто совершает поступок. Прирождённый злодей всегда больше обычного человека наклонен совершать злодейства, хотя и его воля многим кажется совершенно свободной. Отец и мать всегда больше склонны к самоотвержению для своего ребёнка, нежели для чужого человека. «Бесчестный поступок сына бесчестного отца, дурное поведение женщины, попавшей в известную среду, возвращение к пьянству пьяницы и т. п. суть поступки, которые тем менее представляются нам свободными, чем понятнее для нас причина».

На этих-то основаниях и «строятся существующая во всех законодательствах невменяемость преступлений и уменьшающие вину обстоятельства. Вменяемость представляется большего или меньшею, смотря по большему или меньшему знанию условий, в которых находился человек».

 

Читайте полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже текста статьи.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.