Коперник, доказав, что движется не Солнце, а Земля, уничтожил всю космографию древних. Сейчас уже почти доказано, что количество рождений или преступлений подчиняется математическим законам и что известные географические и политико-экономические условия определяют тот или другой образ правления, что известные отношения населения к земле производят движения народа – и это уничтожает основания, на которых держалась старая наука истории.

Но адепты её продолжаются сопротивляться, как некогда противники Коперника хулили его теорию. «Так же долго и упорно идет борьба в настоящее время между старым и новым воззрением на историю, и точно так же богословие стоит на страже за старый взгляд и обвиняет новый в разрушении откровения». Ибо «кажется: стоит только признать закон необходимости, и разрушатся понятие о душе, о добре и зле и все воздвигнутые на этом понятии государственные и церковные учреждения».

Но «точно так же как и закон Коперника в астрономии, – закон необходимости в истории не только не уничтожает, но даже утверждает ту почву, на которой строятся государственные и церковные учреждения».

«Как для астрономии трудность признания движения земли состояла в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства неподвижности земли и такого же чувства движения планет, так и для истории трудность признания подчиненности личности законам пространства, времени и причин состоит в том, чтобы отказаться от непосредственного чувства независимости своей личности».

 

Читайте полный текст этой главы романа и его краткое содержание целиком. Для перехода к краткому содержанию предыдущей главы «Войны и мира» пользуйтесь кнопкой Назад ниже текста статьи.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.