Иван Александрович Гончаров родился в 1812 г. в г. Симбирске в богатой и довольно культурной купеческой семье, которая жила «на дворянскую ногу». Их городской дом представлял собой подобие маленького поместья. Некоторые черта «Обломовки» списаны, как говорят, с домашней жизни Гончарова.

 

Гончаров. Краткая биография. Иллюстрированная аудиокнига

 

Но в этом родительском доме не все напоминало «гнездо» Обломова: начать с того, что мать писателя была совсем не похожа на мать Илюши Обломова: хотя и малообразованная, но умная, серьезная и энергичная она сумела сыну дать хорошее образование. Большое значение в образовании и воспитании будущего писателя сыграл также его крестный отец Якубов; это был человек образованный, бывший моряк, много знавший и путешествовавший. Его увлекательные рассказы о заграничных плаваниях и приключениях рано волновали воображение Гончарова-мальчика.

Потом будущий писатель был отдан в пансион к одному очень образованному священнику, который знал хорошо русскую литературу, не только старую, но и новейшую. Свою любовь к произведениям родного слова сумел он привить и своему воспитаннику. Жена этого священника была иностранка, а потому на преподавание новых языков было тоже обращено серьезное внимание. В этом пансионе Гончарову пришлось познакомиться с несколькими типичными «барскими сыночками»-«митрофанами», которые занимались науками, скрепя сердце. Образ Илюши Обломова, обучающегося в пансионе отца Штольца, вероятно, отразил на себе их характерные черты.

Затем Гончаров был отдан в Московское коммерческое училище, а, по окончании его, в 1831 году, поступил в Московский университет, на словесное отделение. Годы пребывания Гончарова в его стенах были замечательными: в это время слушателями его состояли Лермонтов, Герцен, Белинский. Но Гончаров держался в стороне от своих знаменитых товарищей: усердный, старательный студент, он, в силу своей уравновешенности, чужд был всяких увлечений и крайностей. Впрочем, несколько приподнятое идеалистическое настроение университетской молодежи коснулось и его. С самыми возвышенными намерениями явился он «служить» в родной Симбирск.

Кажется, о службе и чиновничьей карьере у него было тогда понятие, несколько напоминающее юношеские взгляды Гоголя. Но после нервной столичной жизни сонная дрёма провинции неприятно поразила его, – он перечувствовал, вероятно, то же, что пережил Герцен, попавший в Вятку из Москвы. Родной дом, погруженный в «сон», окрестные помещики, губернские чиновники – все это противоречило мечтам и настроениям юноши. Недолго прослужил он здесь, перевелся в Петербург и поступил в канцелярию министерства финансов.

Итак, условия жизни Гончарова сложились так, что он одинаково мало наблюдал как низший слой, народную среду, так и высшее аристократическое общество, но зато прекрасно изучил среднее – главным образом, помещичий класс. По его собственному признанию, он почти вовсе не знал быта и нравов крестьян, условий их жизни, хозяйства. Из народной среды Гончаров имел возможность изучить только одну группу лиц – типы дореформенной прислуги.

Сам Гончаров говорит в очерке «Лучше поздно, чем никогда», что он мог описывать и повествовать то, что было с ним и с его жизнью. «Чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, то недоступно моему перу... Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало».

В Петербурге он сблизился со многими талантливыми людьми через семейство Майковых, где он, в качестве учителя русского языка, давал уроки будущим писателям – поэту Аполлону Майкову и критику Валериану.

Попав в Петербург, Гончаров навсегда остался служить здесь. Знакомство с литературным миром, кипучая литературная жизнь того времени, увлекли Гончарова на писательское поприще. В 1847 г., 35 лет от роду, он выступает с романом «Обыкновенная История», несомненно, автобиографическим; в 1849 году он печатает отрывок из романа: «Обломов» – «Сон Обломова». В 1852 году на фрегате «Паллада» он совершает кругосветное плавание в Японию; результатом путешествия были его знаменитые записки: «Фрегат Паллада». Через Сибирь Гончаров вернулся в Петербург и в 1856 году поступил в цензурное ведомство, где служил до 1873 года. Его знаменитый роман: «Обломов», где тоже немало автобиографических мотивов, появился в печати полностью лишь в 1859 г.

В 1869 году он выпустил в свет последнее свое произведение – «Обрыв», в котором критически отнесся к молодежи 60-х годов, высмеяв тип «нигилиста» в лице Волохова. Роман успеха не имел: критика передового лагеря встретила это произведение так же сурово, как роман Тургенева «Отцы и дети».

Этим произведением, в сущности, закончилась литературная деятельность Гончарова, так как после он написал лишь несколько этюдов (напр. «Слуги старого времени», «Литературный вечер») и критические статьи («Лучше поздно, чем никогда» и «Миллион терзаний»). Любопытны также «Воспоминания» Гончарова, рисующие впечатления первой половины его жизни

В последние годы он устранился от литературной жизни, вел замкнутое уединенное существование. Скончался Иван Александрович 15 (27) сентября 1891 года.