«Капитанская Дочка» – результат увлечения А. С. Пушкина историей пугачевщины (см. об этом восстании кратко и подробно). Созданию повести предшествовали архивные занятия поэта, выпуск им в свет капитального исторического исследования «История пугачевского бунта» и поездка в Оренбургский край – в те места, где развернулась одна из самых кровавых страниц русской истории.

(См. краткое содержание и полный текст «Капитанской дочки» по главам.)

 

Пушкин. Капитанская дочка. Анализ. Иллюстрированная аудиокнига

 

 

Русская жизнь и люди в повести

В своей повести Пушкин до такой степени расширил пределы картины, что бунт Пугачева явился только эпизодом на фоне свободно и широко нарисованной русской жизни XVIII-го века – той провинциальной, которая мирно текла в тогдашних «дворянских гнездах», и на окраинах русской земли, в захолустных «фортециях» Оренбургского края.

Мимоходом рисует поэт уголок придворной жизни и военной среды. Он выводит много лиц, самых разнообразных, но всегда характерных и исторически верных. Перед нами, кроме главных героев, выведены и русские помещики-дворяне, и гарнизонные офицеры, и бунтующие крестьяне, и мятежные казаки, и сам Пугачев, и императрица Екатерина II, и незабвенный слуга Савельич. Мелькают и мастерски очерченные типы француза Бопре, оренбургского коменданта Рейндорпа, армейского кавалериста Зурина и многих других.

Вся эта масса лиц и событий, крупных и мелких, трагических и комических, включена в рамки «семейной хроники». Петр Андреевич Гринев, герой романа, словно в назидание своим детям, просто и бесхитростно повествует им историю своей жизни, воспитания, службы, женитьбы...

Тон этого повествования выдержан Пушкиным от начала до конца, – он умело скрывает себя за своим героем, и, благодаря этому создает в высшей степени объективное произведение.

 

Первая глава «Капитанской дочки» – «дворянское гнездо» XVIII в.

В первой главе романа (см. её полный текст) представлена жизнь в «дворянском гнезде» конца XVIII-го века, обрисована та обстановка, та среда, которая тогда воспитывала рядовых служилых дворян, вынесших на своих плечах всю русскую историю того столетия. Вся эта глава рассказана с легкою примесью юмора, – Гринев вспоминает свое детство, несколько подсмеиваясь над собой и над своим воспитанием, но, в то же время, эта первая глава проникнута сочувствием и любовью к изображаемому в ней быту. (См. Отец Гринева в «Капитанской дочке».)

 

Вторая глава – Оренбургский край

Вторая глава (см. её полный текст) изображает первые впечатления того края, с которым судьба связала молодого Гринева. Картина бурана в степи, встреча с таинственным вожатым и пророческий сон Гринева являются прелюдией с тем впечатлениям, которые здесь его ожидали. Сон Гринева имеет значение эпизода, прекрасно дополняющего картину бурана и сцену первого появления Пугачева, который сливается в уме молодого Гринева, с вьюгой и мглой – в одно своеобразное и стихийно-грозное целое.

Сцена в корчме, спор Савельича из-за тулупа и денег, встреча героя с недалеким оренбургским губернатором Рейнсдорпом – сцены, проникнутые истинным комизмом.

Облик Пугачева, впервые, хотя и мельком начерченный в этой главе, сразу врезается в память читателя. (См. Образ Пугачёва в «Капитанской дочке».)

 

Третья глава – Белогорская крепость

Третья глава (см. её полный текст) знакомит нас с жизнью Белогорской крепости, с семьей коменданта крепости – с его женой и дочерью. (См. Описание Белогорской крепости.) Жизнь здесь отличается патриархальностью. Всеми несложными делами крепости правит жена коменданта, – она налагает дисциплинарные наказания. Сам капитан Иван Кузьмич Миронов, предоставив административные и хозяйственные хлопоты энергичной супруге Василисе Егоровне, занимается специально-военным делом – обучением строю старых инвалидов, составляющих весь гарнизон «фортеции».

 

Четвертая-шестая главы – любовь Гринева

Четвертая-шестая главы – узел романа: молодой Гринев сближается с Машей Мироновой; их взаимная любовь вызывает ревность и зависть Швабрина. Между ним, и Гриневым, на этой почве, разыгрывается ссора, кончающаяся дуэлью. (См. Образ Швабрина в «Капитанской дочке».)

Поправившись от ран, молодой Гринев сватается к Маше, получает согласие, но отец его, согласия на его брак не дает. В этой главе вполне определяются все главные герои повести, раскрывается горячий и благородный нрав Гринева, обрисовывается простая, возвышенная и любящая натура Марии Ивановны; тем отвратительнее, представляется эгоизм Швабрина. Здесь же, в этой главе, дорисовываются другие второстепенные лица романа: жена Миронова, Савельич, Иван Игнатьич.

 

Шестая-тринадцатая главы – Пугачевщина

Следующие главы, с шестой по тринадцатую, посвящены «пугачевщине», и во всех этих главах фигурирует Емельян Пугачев: он представлен в роли «императора», обрекающего на казнь «государевых ослушников», и в пьяном обществе сообщников-«енаралов», и в качестве защитника несчастной Маши, и в роли великодушного, признательного покровителя Гринева.

В этих главах развертывается вся главная интрига повести; здесь сосредоточены все роковые для Гринева и Маши Мироновой события.

 

Четырнадцатая глава – развязка романа

Последняя четырнадцатая глава содержит в себе развязку романа: суд над Гриневым, жизнь Маши в имении Гриневых, поездка её в Петербург.

Перенос действия из захолустной деревенской жизни в обстановку дворцового величия с императрицей Екатериной в центре, является величественным аккордом, заключающим историю героических страданий героев романа. (См. Екатерина II в «Капитанской дочке».)

Скромные, малозаметные герои повести получают от судьбы заслуженное ими счастье. Высоким духом примирения с жизнью веет от их простой, правдивой истории.