Пушкин «Капитанская дочка», 4 глава «Поединок» – краткое содержание

Пётр Гринёв привыкал к жизни в Белогорской крепости. (См. Образ Гринева в «Капитанской дочке», Характеристика Гринёва.) Комендант Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы принимали его, как родного. Капитанская дочка Марья Ивановна оказалась благоразумной и чувствительной девушкой. Служба была совсем не тягостна. У Гринёва оставалось время читать французские книги. Только Швабрин – колкий насмешник – нравился ему всё меньше. (См. также план этой главы.)

 

Капитанская дочка. Глава 4. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Гринёв стал пробовать силы в поэзии, сложил короткое стихотворение о своей любви к некоей Маше и показал его Швабрину. Тот зло высмеял стихи, заодно справившись: а кто эта Маша? уж не Марья ли Ивановна? Швабрин бесцеремонно намекнул Гринёву, что Маша Миронова податлива на подарки и советовал завоевать её любовь покупкой серёг.

Такой цинизм привёл Гринёва в ярость. Он назвал Швабрина мeрзавцем, а тот вызвал его на дуэль.

Гринёв пошёл к старому поручику Ивану Игнатьичу и просил, чтобы он был его секундантом. Ивана Игнатьича поразила весть о намечаемой дуэли. Он уговаривал, чтобы Гринёв и Швабрин лучше надавали друг другу «в рыло», но не доводили дело до смертоубийства. Быть секундантом поручик отказался. Гринёв стал тогда уговаривать, чтобы Иван Игнатьич хотя бы не рассказывал ни о чём Ивану Кузьмичу.

Вечером все собрались у коменданта, и сметливая Василиса Егоровна сразу заметила, что Гринёв со Швабриным не в ладах друг с другом.

На следующее утро, очень рано, Петруша и Швабрин сошлись за скирдами у крепости. Но едва они успевали обнажить шпаги, как появился Иван Игнатьич с пятью солдатами-инвалидами. Дуэлянтам было приказано сдать оружие. В сопровождении солдат их повели к коменданту и Василисе Егоровне. Оказалось, что Иван Игнатьич сдержал слово ничего не говорить Ивану Кузьмичу, но от него всё выведала о предстоящем поединке Василиса Егоровна. Она и распорядилась послать солдат к месту дуэли.

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна поначалу пригрозили Гринёву и Швабрину арестом, но потом ограничились строгим внушением и велели им тут же поцеловаться в знак мира. Однако, выйдя от коменданта, Петруша и Швабрин уговорились всё же довести дуэль до конца, дождавшись, пока за ними прекратится слежка.

Гринёв возвратился в дом коменданта. К нему с беспокойством подсела Маша и рассказала, что месяца два назад Швабрин сватался к ней, но получил отказ. Гринёв понял причину всегдашнего упорного злоречия Швабрина о Маше. Слова, подавшие повод к дуэли, показались ему еще гнуснее, когда, вместо грубой насмешки, он увидел в них обдуманную клевету. В Петруше возросло желание наказать Швабрина.

На другой же день тот постучался к Гринёву в окно, говоря: «За нами не смотрят. Зачем откладывать? Сойдём к реке и продолжим схватку».

Гринёв согласился.

У реки они начали фехтовать. Швабрин дрался искуснее, но Петруша был сильнее и смелее. Наступая на Швабрина, он уже почти загнал его в воду, как вдруг услышал, что сзади кто-то выкрикнул его имя. Гринёв обернулся и увидел бегущего к ним Савельича. Пока Петруша смотрел назад, Швабрин нанёс ему удар шпагой ниже правого плеча. Гринёв упал без чувств.

 

См. полный текст этой главы.

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Капитанской дочки» пользуйтесь расположенными ниже кнопками Вперёд / Назад.