Жизнь в Запорожской Сечи напоминала беспрерывное пиршество. (См. Описание Сечи в «Тарасе Бульбе».) Каждый приходящий сюда «плевал на свое прошедшее и беззаботно предавался воле и товариществу таких же, как сам, гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души своей».

 

Тарас Бульба. Глава 3. Краткий пересказ. Иллюстрированная аудиокнига

 

В странной казацкой республике охотники до военной жизни, до золотых кубков, богатых парчей, дукатов и реалов во всякое время могли найти работу. «Одни только обожатели женщин не могли найти здесь ничего, потому что даже в предместье Сечи не смела показываться ни одна женщина».

У всех приходящих в Сечь спрашивали только, веруют ли они в Христа. Никто здесь ничем не обзаводился, всё своё имущество казаки отдавали на сохран атаманам своих куреней, которых было с лишком шестьдесят. У куреней с куренями нередко происходили ссоры и драки, однако после них обыкновенно начиналась общая гульня.

«Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море». Их занимало наблюдение за обычаями Сечи. Вора здесь привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока не забивали его насмерть. Убийцу подвергали ещё более страшной казни: клали в яму, ставили на него гроб с телом убитого и засыпали обоих землёй.

Остап и Андрий были юноши бойкие и удалые. Они метко стреляют в цель, лихо скакали на конях, переплывали против течения широкий Днепр – и за такие дела быстро стали на хорошем счету среди казаков.

Их отец, неугомонный Тарас Бульба, все придумывал, как бы поднять Сечь на отважное предприятие. Он предложил главному начальнику запорожцев – кошевому атаману – устроить поход на турок или татар. Но тот ответил, что и тем, и другим запорожцы обещали мир. Тарас считал, что с «бусурменами» договоры соблюдать необязательно. «Вот у меня два сына, – толковал он кошевому, – оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь – не имеем права!» Кошевой, однако, настаивал: войне не бывать.

Бульба тогда стал сговариваться с другими казаками. Он задал всём попойку, и прямо с неё хмельные запорожцы повалили на сечевую площадь и начали бить в висящие там литавры. На площади тотчас собралось всё войско. Пришли кошевой, судья с войсковою печатью, писарь с чернильницею и есаул с жезлом.

«Клади, чертов сын, сей же час палицу! Не хотим тебя больше!» – кричали казаки кошевому. Тот поспешил сложить с себя знаки власти и скрыться в толпе.

Казаки приступили к выборам нового кошевого. На его место предлагали нескольких, но Бульба сумел устроить так, что выбран был его старый товарищ по дальним походам – Кирдяга.

Его тут же привели на площадь. Кирдяга делал вид, что из скромности не хочет становиться кошевым. Но ему кричали: «Принимай же честь, собака, когда тебе дают ее!»

Кирдяга наконец соглашается принять палицу кошевого. В знак избрания ему положили на голову горсть мокрой от дождя земли, которая стекала у него по усам и щекам.

Казаки тут же принялись буйно праздновать избрание нового атамана: разбили в предместьях еврейские винные шинки и забрали из них горелку, пиво и мёд без денег. «Вся ночь прошла в криках и песнях, славивших подвиги. И взошедший месяц долго еще видел толпы музыкантов, проходивших по улицам с бандурами, турбанами, круглыми балалайками», пока глубокой ночью все казаки не повалились от хмеля спать прямо на землю.

 

См. полный текст этой главы.

См. анализ повести «Тарас Бульба», краткую биографию Н. В. Гоголя, а также статьи Образ Тараса Бульбы, Остап и Андрий в повести Гоголя, Описание казаков в «Тарасе Бульбе».

© Автор статьи – Русская историческая библиотека. Для перехода к краткому содержанию следующей / предыдущей главы «Тараса Бульбы» пользуйтесь кнопками Вперёд / Назад ниже.