Вопрос крепостного права, положения крестьян затронут в «Евгении Онегине» (см. его полный текст, краткое содержание и анализ) только слегка. Но по нескольким словам, сказанным по этому поводу, мы ясно видим отношение Пушкина к этому вопросу.

Онегин (см. Образ Онегина с цитатами), приехав в деревню и вступив во владение имением, заменил «оброком легким» «ярем» старинной барщины – «и раб судьбу благословил».

 

...Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед.

 

«Сосед» – помещик-крепостник – недоволен: поступок Онегина противоречит его взглядам и может оказать «дурное влияние» на его собственных крестьян. Но в имении, унаследованным Онегиным от дяди, положение крестьян заметно облегчилось.

Второй раз Пушкин касается этого вопроса, описывая семью Лариных и занятия матери Татьяны, которая самовластно вела свое хозяйство.

Она –

 

...вела расходы, брила лбы,
Служанок била осердясь –
Все это мужа не спросясь.

 

Выражение «забрить лоб» кому-нибудь, значило – отдать в солдаты. Значит, Ларина сама, по своим соображениям, выбирала рекрутов среди принадлежащих ей крестьян.

Третий намек на положение крестьянства встречается в перечислении гостей-соседей, собравшихся на именины Татьяны. Здесь упоминается

 

Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков...

 

Ирония заключена в словах «хозяин превосходный», сочувствие и жалость к крестьянам во фразе «нищие мужики». Читателю предоставляется самому представить, как Гвоздин ведет свое «превосходное хозяйство».

 

См. также: Поместное дворянство в романе «Евгений Онегин».