Татьяна Ларина у Пушкина
Родители, семья Лариных, не могли оказать особого влияния на развитие души молодой Татьяны (см. Образ Татьяны Лариной, Детство Татьяны Лариной):
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый.
Предоставив всецело хозяйство жене, он сам – «в халате ел и пил», т. е. спокойно и лениво отдавался приятной деревенской жизни. Не вникая в воспитание Татьяны, в ее вкусы, выбор чтения,
Он не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Мать Татьяны, – простая, «но добрая старушка», по определению Онегина, – в молодости была сентиментальной девицей, а в старости стала заботливой хозяйкой
...сама – езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам.
И среди этих хозяйственных хлопот она, конечно, мало занималась воспитанием души Татьяны, которая росла и развивалась совершенно самостоятельно.
С внешней стороны, Татьяна была, очевидно, воспитана, как и другие девушки ее среды. У нее, вероятно, были гувернантки-иностранки, читала и говорила она больше по-французски, как это полагалось в то время в дворянской среде.
Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала
И выражалася с трудом,
На языке своем родном.
Молодой девушкой Татьяна читала в основном французскую и английскую романтическую литературу:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
«Обманы» эти были романтической фикцией жизни. Сквозь эту романтическую призму Татьяна видит жизнь, не зная ее на самом деле. Воображая себя героиней своих любимых романов, она увлекается их «живым очарованьем», – «пьет обольстительный обман».