В 1835 году Н. В. Гоголь (см. его краткую биографию) написал свою бессмертную комедию «Ревизор» (см. её полный текст, краткое содержание и анализ). В ней ярко выведены образы отмеченных разнообразными пороками чиновников уездного города – взяточников и казнокрадов, которые ведут пустое и зловредное существование. (См. Герои «Ревизора».)

 

Ревизор. Краткий пересказ по действиям

 

Первое место между ними занимает городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (см. его характеристику с цитатами). Он берет взятки со всех и каждого, ворует из казны. «Такого городничего никогда еще, государь, не было», жалуются на него купцы мнимому ревизору Хлестакову. «Придет в лавку и, что ни попадается, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконце: снеси-ка его ко мне». Ну, и несешь, а в штуке-то будет без мала аршин пятидесяти». По словам купцов, городничий именины свои справлял два раза в году: на Антона и на Онуфрия, и оба раза ему надо было нести соответствующие приношения.

Гоголь. Ревизор. Городничий

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Художник Ю. Коровин

 

По намекам судьи Ляпкина-Тяпкина, у Антона Антоновича есть даровая шуба в 600 рублей, а у жены его Марьи Андреевны – такие же шали. О своем пользовании от казны городничий сам свидетельствует предостережением подчиненными: «Если спросят – отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась».

Городничий весьма снисходительно смотрит на свои плутовские проделки. Он называет их «грешками», и философствует, что, дескать «нет человека, который бы не имел каких-нибудь грехов. Это уже так Самим Богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят». Будучи по-своему религиозным, Антон Антонович дает обещание, что если удастся обмануть ревизора, то он поставит «такую свечу, какой еще никто не ставили: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску».

Сквозник-Дмухановский – человек грубый. Это видно в его обращении с подчиненными и городскими обывателями. Он большой мастер браниться и придумывать отборную ругань. Недалёкость городничего проявляется в его мечтаниях о генеральстве. Сам Гоголь отмечает, что у Антона Антоновича «переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души».

Похожи на городничего корыстолюбием и вымогательством и другие чиновники города. Судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (см. его характеристику с цитатами) – тоже взяточник, хотя оправдывается, что берет мзду не деньгами, а борзыми щенками. Однако, по справедливому замечанию городничего, «щенками или чем другим – все взятки». Из слов Ляпкина-Тяпкина о двух тяжущихся у него в суде помещиках («теперь мне роскошь: травлю зайцев на землях и у того, и у другого») – видно, что он не отвергает и выгод иного рода. Судейского дела Аммос Федорович совсем не понимает, и потому он наивно спокоен за ревизию уездного суда. «Я вот уже 15 лет сижу на судейском стуле (говорит он), а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну; сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправда».

Страсть к резонёрству, к тяжеловесному рассуждательству – характерная черта Ляпкина-Тяпкина. Он прочел несколько книжек, и потому сделался «вольнодумен». «О, я знаю вас, – недовольно замечает ему городничий. – Вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются». – «Да ведь сам собою дошел, собственным умом», – хвастает в ответ Аммос Федорович. Чересчур высоко ставя этот «собственный ум», он высказывает глупые догадки о том, что причина приезда ревизора связана со скорым началом войны, советует идти к Хлестакову (см. его характеристику с цитатами) в гостиницу торжественными шествием, с духовенством впереди.

Попечитель богоугодных заведений, Артемий Филиппович Земляника (см. характеристику с цитатами), так же нечестен, как и его товарищи: он наживается от больницы, где больных у него не лечат (если умереть – то и так умрут, а если выздороветь – то выздоровеют и без лекарства), где им вместо габерсупа дают кислые щи. Артемий Филиппович более эгоист, чем его товарищи: те действуют по пословице «рука руку моет», но отчасти и по чувству дружелюбия. Он же думает только о себе и, представляясь Хлестакову, делает донос на других чиновников, думая этим выдвинуться по службе.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин (см. характеристику с цитатами) непроходимо глуп и наивен. Он преспокойно распечатывает приходящие в почтовую контору письма и читает их, находя в этом занятии больше занимательности, чем в чтении газет. Понравившиеся письма он оставляет у себя. Когда судья замечает, что ему может за это попасть, Шпекин пугается: ему самому мысль о такой ответственности и в голову не приходила.

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ (см. характеристику с цитатами), – ничего не смыслящий в педагогическом деле трус. Подчиненные ему учителя также изображены Гоголем в комическом свете.

Жена городничего Анна Андреевна (см. характеристику с цитатами) – женщина пустая и легкомысленная, пожилая кокетка, соперничающая с дочерью в ухаживаниях за Хлестаковым. Она так легкомысленна, что, услыхав о приезде ревизора, интересуется только тем, какие у него усы и глаза, молод ли он и красив ли собою. Анна Андреевна тщеславна. Вообразив, что она сделается знатною столичной дамою, когда Хлестаков женится на её дочери Марье, он демонстрирует нескрываемое презрение к своим городским знакомым и отказывается помогать им, когда будет в Петербурге.

Марья Антоновна, дочь городничего, еще молодая девушка, не успевшая вполне погрузиться в ложь и пошлость жизни. Она не совсем утратила правдивость и возражает Хлестакову, что «Юрий Милославский» не его сочинение, а Загоскина. Но она так же кокетлива, как мать, и, без сомнения, в будущем станет и во всём остальном копией Анны Андреевны.

Петры Иванычи Бобчинский и Добчинский (см. характеристику с цитатами) – два городских помещика, которые сжились с обществом чиновников и разделяют их интересы. Не имея никакой должности, они тоже, по наивности, трусят перед «ревизором» и дают ему взятку, хотя и небольшую. Это – сплетники, болтуны и лгуны, праздные люди, которые только разносят по городу слухи, соперничая между собою в том, кто раньше узнает новость и быстрее её расскажет. Из-за этой страсти к новостям они принимают жалкого Хлестакова за ревизора, уверяют в этом себя и других. Их болтовня и ввергает в ошибку других чиновников.

Таковы главные лица комедии «Ревизор». Подавляющее впечатление производит масса лжи и неправды, которую собрал Гоголь в изображении чиновников уездного города. Но великий писатель был справедлив. Он изобразил своих героев дурными людьми, но он показал и следы добра, сохранившиеся в их душах, несмотря на пустоту и пошлость.

Кое-что хорошее мы можем подметить в каждом из лиц «Ревизора». Так, городничий, по определению Гоголя, «очень неглупый, по-своему, человек». Немалая искренность заметна в негодовании Антона Антоныча на самого себя, которое он высказывает, поняв, что Хлестаков не ревизор. Антон Антоныч не лишен и некоторой доброты, он «не памятозлобен» и легко прощает пошедших с жалобой на него к «ревизору» купцов. Вознесенный, как ему кажется, судьбою, мечтая получить высокий чин в Петербурге, где станет тестем важной особы, он не прочь помочь бывшим сослуживцам и знакомым: «я готов с своей стороны, готов стараться», – говорит он в ответ на их просьбы. Городничий гораздо добрее своей черствой супруги, которая тут же останавливает его: «Ты, Антоша, всегда готов обещать... и как можно, и с какой стати себя обременять этакими обещаниями?»

И другие чиновники не лишены кое-чего доброго. Судья Ляпкин-Тяпкин по-своему уважает просвещение, читает книги и гордится этим. Почтмейстер – человек донельзя поверхностный, но открытый и добродушный. В Землянике нет добродушия и чувства товарищества; он доносчик и завистник, но умнее других.

Гоголь не скрыл следов добрых свойств в падших душах своих героев. Он был истинный сердцевед, глубоко понимавший человека, и изображал действительность беспристрастно, а не в одних только тёмных тонах. Однако эти остатки добрых свойств тонут во зле и пошлости, овладевших жизнью героев «Ревизора». И драматург карает их своим могучим, скорбным смехом, страх перед которым выражает городничий в своем последнем монологе: «Разнесет по всему свету историю. Мало того, что пойдешь в посмешище, – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы!..»