(Эта статья о Чичикове может быть использована как основа для сочинения. Образ Чичикова раскрывается в ней по плану: 1) Плутоватость и приобретательство как суть характера Чичикова. 2) Средства, используемые Чичиковым для достижения своей цели. 3) Служебная карьера Павла Ивановича. 4) Его ловкость в обхождении с людьми. 5) Складывание характера Чичикова от впечатлений детства. 6) Положительные задатки в нём.)
Чичиков - главный герой «Мертвых душ»
Главное лицо «Мёртвых душ» (см. их полный текст, краткое содержание и анализ), которое, по замыслу Гоголя должно было объединить собой все три его части, – Павел Иванович Чичиков. (См. также Чичиков в «Мёртвых душах».)
По определению самого писателя, Чичиков – «приобретатель» и «плутоватый человек». Павел Иванович поставил целью жизни нажить состояние, но он хочет быть богатым не из любви к стяжанию и деньгами, а по другой причине. Высших нравственных стремлений у него нет; нет у него и серьёзных умственных интересов; его идеал жизни – праздное существование среди довольства и материальных благ. Он жаждет сладко есть и пить, одеваться в тонкое полотно и сукно. Ездить на хороших лошадях, жить в собственном богатом и привольном доме и ничего не делать, – вот к чему устремлены все мечты Чичикова.
Для достижения такой цели, для будущих благ он взял себя в руки и твердо сносит всякого рода труды и невзгоды. На средства Павел Иванович неразборчив. Чувства долга для него не существует, совести своей он не дает себя беспокоить.
Двумя главными путями пробивается Чичиков к своей цели: плутовством и уменьем подслужиться, понравиться всякому человеку. С этого он и начал свою карьеру: подслужился к своему первому начальнику, престарелому повытчику, обманул его притворным намерением посвататься за его дочку и получил повышение по службе. Далее дело пошло уже легче. Он сумел выдвинуться находчивостью, сообразительностью и ловкостью.
«Все оказалось в нем (говорит Гоголь), что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах». Пристроившись к комиссии для постройки какого-то казенного здания, он вместе с другими её членами нажил капитал. Через некоторое время он поступил на новую службу, по таможенному ведомству, и здесь стакнулся с контрабандистами, не теряя в то же время доверия к начальству. Таким ловким способом Чичиков снова обогатился. Когда судьба опять низвергла его с достигнутой высоты, он не потерялся, не упал духом, а придумал новое плутовство. Павел Иванович задумал скупить у помещиков, или даже приобрести даром умерших и беглых крестьян, не исключенных ещё пока из ревизских сказок, чтобы потом заложить их в казну и скрыться с полученною ссудой. (См. текст отрывка «Служебная карьера Чичикова».)
В первом томе «Мёртвых душ» мы оказываемся свидетелями того искусства, с которым Чичиков располагает в свою пользу чиновников города и окрестных помещиков. Каждого, в ком он нуждается, Павел Иванович умеет обворожить своим обхождением; каждому он говорит самое для того приятное. Он меняется на глазах в зависимости от того, с кем он говорит. С Маниловым Чичиков мягок и чувствителен; с Собакевичем – деловит и рассудителен; с Коробочкой – настойчив, энергичен и грубоват, с Ноздрёвым – довольно развязен, с Плюшкиным – напускает на себя вид бескорыстной щедрости и т. д.
Гоголь знакомит нас со всею жизнью своего героя, с первых лет его развития под родительским кровом. (См. текст отрывка «Детство Чичикова».) Чичиков не видел любви к себе отца, не знал в детстве товарища или друга, не ведал радостей мальчишеского возраста. Сердце его еще в ранней юности огрубело и ожесточилось. Наставление, которое дал ему отец, при определении в школу, характер его школьного учителя способствовали зарождению и развитию в нем эгоизма, хитрости, плутоватости и наклонности «к приобретению». Ловким и бессердечным приобретателем он сделался еще в школе.
Между тем Чичиков – довольно богато одаренная натура и не лишён некоторых неплохих задатков. Он умен, деловит и обладает немалой силой воли, большой энергией. Он умеет владеть собою, многое может перенести и вытерпеть. Если бы эти свойства были направлены на добро, он мог бы сделать много хорошего, послужить родине. Но ни чувства долга, ни наклонности к добру, ни любви к отечеству в первом томе поэмы он не выказывает.