Описывая в повести «Бэла» (см. её полный текст и краткое содержание) характер горца Казбича, автор «Героя нашего времени» Лермонтов сознательно избегает преувеличений, внешних эффектов. Портрет, привычки и поступки героя – все дано в строго реалистическом стиле. Сравним два портрета из различных произведений Лермонтова.

 

Герой нашего времени. Бэла. Краткое содержание. Иллюстрированная аудиокнига

 

Внешность Вадима («Вадим»):

 

«В толпе нищих был один – он не вмешивался в разговор их и неподвижно смотрел на расписанные святые врата; он был горбат и кривоног... лицо его было длинно, смугло... в глазах блистала целая будущность... этот взор был остановившаяся молния...»

 

А вот портрет Казбича. По словам Максима Максимыча:

 

«Он, знаете, был не то, чтоб мирной, не то, чтоб немирной. Подозрений на него было много, хоть он ни в какой шалости не был замечен. Бывало, он приводил к нам в крепость баранов и продавал дешево, только никогда не торговался: что запросит, давай, – хоть зарежь, не уступит. Говорили про него, что он любит таскаться на Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре. А лошадь его славилась в целой Кабарде, – и точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. Недаром ему завидовали все наездники и не раз пытались ее украсть, только не удавалось. Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная, как смоль, ноги – струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы...».

 

Портрет романтического героя Вадима поражает своей исключительностью, гиперболами, резкими чертами (взор его – «остановившаяся молния»). Во внешности Казбича выделены черты самые обыденные. Но и за этой неброской на первый взгял внешностью чувствуется сила («маленький, сухой, широкоплечий»), воинственность («бешмет... в заплатах, а оружие в серебре»), угадывается незаурядный, волевой характер.

Казбич – цельная натура. Гордый, настойчивый и упрямый, он не знает компромиссов.

Равнодушный к деньгам, он больше всего ценит свободу, мужество, удальство, бранные подвиги. Отсюда его привязанность к коню Карагёзу, любовь к оружию.

Отчаяние Казбича во время кражи у него Карагёза Максим Максимыч описывает так:

 

«...Азамат скакал на лихом Карагёзе; на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он остался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок… Вот кругом него собрался народ из крепости – он никого не замечал; постояли, потолковали и пошли назад; я велел возле его положить деньги за баранов – он их не тронул, лежал себе ничком, как мертвый. Поверите ли, он так пролежал до поздней ночи и целую ночь?..».

 

Казбич – человек решительных, импульсивных действий, неспособный забывать причиненное ему зло. Но он не романтический злодей. В характере и поступках Казбича отражается уклад жизни горцев, обычай которых требовал отмщения за оскорбления и обиды. Максим Максимыч, хорошо изучивший обычаи людей Кавказа, замечает о них:

 

«Надоели нам эти головорезы; нынче, слава богу, смирнее; а бывало, на сто шагов отойдешь за вал, уже где-нибудь косматый дьявол сидит и караулит: чуть зазевался, того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке. А молодцы!..»

 

В конце повести Казбич, мстя за украденного коня, похищает красавицу-Бэлу, и, преследуемый Печориным (см. Образ Печорина, Характеристика Печорина), убивает её. Эту трагическую сцену читателю также описывает Максим Максимыч (См. полный текст отрывка «Смерть Бэлы»):

 

«Печорин на скаку приложился из ружья… "Не стреляйте! – кричу я ему. – берегите заряд; мы и так его догоним". Уж эта молодежь! вечно некстати горячится… Но выстрел раздался, и пуля перебила заднюю ногу лошади: она сгоряча сделала еще прыжков десять, споткнулась и упала на колени; Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал на руках своих женщину, окутанную чадрою… Это была Бэла… бедная Бэла! Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал… Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу; верно, пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опустил руку… Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла; а Казбич, бросив ружье, по кустарникам, точно кошка, карабкался на утес; хотелось мне его снять оттуда – да не было заряда готового! Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями… Такой злодей; хоть бы в сердце ударил – ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар!»

 

«Да зачем Казбич её хотел увезти?» – спрашивает у Максим Максимыча его дорожный собеседник – и слышит в ответ:

 

«Помилуйте, да эти черкесы известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть; другое и ненужно, а все украдет... уж в этом прошу их извинить! Да притом она ему давно-таки нравилась».

 

(См. также статью: Почему Казбич убил Бэлу?)

На вопрос, какова была дальнейшая судьба Казбича, Максим Максимыч сообщает:

 

«Право, не знаю… Слышал я, что на правом фланге у шапсугов есть какой-то Казбич, удалец, который в красном бешмете разъезжает шажком под нашими выстрелами и превежливо раскланивается, когда пуля прожужжит близко; да вряд ли это тот самый!..»