Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

 

Стихотворение «Сороковые, роковые» было написано участником войны Давидом Самойловым (настоящая фамилия – Кауфман) в 1961 году, через 20 лет после грозных событий. На его слова сложена песня. Жанр произведения – лирико-автобиографический монолог.

Лирический герой стихотворения – человек, брошенный в ужасы военного времени. Это молодой парень, чьи светлые надежды на счастье перечеркнула война. Однако и посреди творящейся вокруг трагедии он, по своему, возрасту, не теряет оптимизма. Война, беда, мечта и юность причудливо совпали в его судьбе.

 

Давид Самойлов. Сороковые, роковые. Анализ. Слушать аудиокнигу

 

Герой стихотворения и в обстановке, когда «война гуляет по России» и «погорельцы кочуют с запада к востоку», смог удержать в себе способность остро воспринимать жизнь, вбирать самые разные её впечатления, он не утратил молодых чувств, молодого задора.

Первые два четверостишия живописуют картину военного времени, «где извещенья похоронные, перестуки эшелонные» и толпы беженцев.

Во второй части автор обращается к самому себе. Он вспоминает, как в ранней юности, «худой, веселый и задорный», «в замурзанной ушанке» оказался в самой гуще войны. Со смесью светлой грусти по былом и горечи Самойлов рисует свой тогдашний портрет: с табаком в кисете, хлебной пайкой, в балагурстве с девчонками. Автор даёт понять, что он, хотя и сознавал грозный смысл творившихся вокруг, подлинно роковых событий, но по молодости не до конца чувствовал душой его драматизм. Это драматическое чувство «очнулось в нём лишь потом».

В заключительном четверостишии автор повторяет две первых, тревожных строки стихотворения – и вновь сопоставляет их с темой собственной юности. Композиция стиха замыкается.

Размер произведения – четырёхстопный ямб, в нём используется смежная и перекрёстная рифма. Художественное впечатление усиливают резкие, чеканные эпитеты («роковые», «пороховые», «свинцовые», «накатанные») и хлёсткие метафоры («война гуляет по России», «погорельцы кочуют»).

Аллитерации рокочущей согласной «р» в словах «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» помогают возбудить у слушателя чувство тогдашней неотвратимой, всеобщей беды.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без согласия правообладателя запрещены!