В испанской области Ла-Манче жил некогда бедный дворянин (идальго) по фамилии то ли Кехана, то ли Кесада. Возрастом лет около пятидесяти, он был худощавого телосложения и страстно любил читать рыцарские романы. От содержавшихся там рассказов об удивительных приключениях он дошёл до излишнего возбуждения ума и задумал сам стать странствующим рыцарем. (См. биографию автора романа, Мигеля Сервантеса, и анализ произведения. См. краткое содержание второй части романа.)

 

Сервантес. Дон Кихот. 1 часть. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

По рыцарскому образцу он наименовал себя Дон Кихотом Ламанчским, а своей старой кляче дал красивую кличку Росинант. Так как все настоящие рыцари имели даму сердца, то и Дон Кихот избрал ею для себя деревенскую девушку Альдонсу Лоренсо. Ей он тоже выдумал благородное и благозвучное имя – Дульсинея Тобосская.

Облачившись в старые доспехи, Дон Кихот двинулся странствовать и через день добрался до постоялого двора, который в своём воспалённом воображении принял за замок. Высокопарные речи Дон Кихота в этой таверне рассмешили постояльцев, но хозяин, сжалившись над стариком, накормил и напоил его.

Дон Кихот просил, чтобы хозяин посвятил его в рыцари. Ночь перед этим он собирался провести по средневековому обычаю в бдении над оружием, положив его на водопойное корыто. Хозяин полюбопытствовал, есть ли у Дон Кихота деньги. Тот, удивившись, ответил, что про деньги он не читал ни в одном из романов. Хозяин объяснил ему, что всякий человек должен всегда при себе иметь деньги, ибо они могут потребоваться в любой момент.

Ночью местный погонщик решил напоить мулов из корыта и снял с него доспехи Дон Кихота. Тот за это ударил его копьём. Хозяин таверны, желая поскорее сбыть с рук сумасбродного Дон Кихота, посвятил его в рыцари подзатыльником и ударом шпаги в спину, уверив, что в этом и состоит необходимый обряд.

Отправившись дальше, Дон Кихот увидел, как некий дюжий сельчанин жестоко стегал ремнем мальчишку-пастушка. Дон Кихот вступился за мальчика. Сельчанин пообещал не обижать пастушонка, но как только рыцарь уехал, избил этого беднягу до полусмерти.

Встречные купцы, которых Дон Кихот заставлял признать Дульсинею Тобосскую самой прекрасной дамой на свете, надавали ему оплеух. Дон Кихот вернулся домой, покрытый побоями. Священник и цирюльник, односельчане Дон Кихота, видя бедственное положение незадачливого рыцаря, сожгли его библиотеку, из-за которой идальго повредился в рассудке.

Однако, несколько оправившись, Дон Кихот решил продолжать странствия и предложил одному местному крестьянину, Санчо Пансе, следовать за собой в качестве оруженосца. Санчо поверил, что Кихот после славных подвигов возведёт его в сан губернатора острова, оседлал своего осла и поехал вместе с рыцарем.

В дороге им вскоре встретились ветряные мельницы. Дон Кихот принял их за могучих великанов и решил с ними сразиться. Однако его копьё угодило в мельничное крыло и было переломано его поворотом, а самого Кихота сбросило с Росинанта на землю.

Он и Санчо Панса остановились на ночёвку в таверне, которую Дон Кихот вновь принял за рыцарский замок. Когда среди ночи одна служанка, пробираясь на свидание к погонщику, наткнулась среди тьмы на Кихота, он подумал, что это – влюбившаяся в него дочь владельца замка. Поднялся шум, а потом возникла драка, в которой рыцарь и Санчо были сильно избиты.

На дальнейшем пути они увидели стадо баранов. Дон Кихот решил, что перед ним вражеская рать и начал избивать несчастных животных. Пастухи баранов ответили на это градом камней. Вновь побитый Дон Кихот глядел так грустно, что Санчо Панса придумал ему прозвище – Рыцарь Печального Образа.

Следуя дальше, Дон Кихот и Санчо повстречали цирюльника, который укрыл голову от дождя медным тазом для бритья. Дон Кихот заявил, что этот таз – шлем волшебника Мамбрина. Он отнял его у цирюльника, считая, что совершил достославный подвиг.

Затем Дон Кихот освободил каторжников, которых стражники гнали на галеры. Но когда он попросил, чтобы эти уголовники отправились к Дульсинее с приветом от её рыцаря, те неблагодарно закидали его булыжниками.

Один из каторжников украл у Санчо Пансы осла. Дон Кихот написал любовное письмо Дульсинее Тобосской и записку своей племяннице, в которой просил дать Санчо трёх ослов взамен того, что у него похитили. Санчо должен был доставить эти письма в их родную деревню. Он отправился туда, но письма взять с собой забыл. Вскоре Панса встретил цирюльника и священника из их с Кихотом села. Не имея с собой писем Дон Кихота, Санчо стал пересказывать их содержание по памяти, но не сумел, наговорив пропасть смешной чепухи.

Священник и цирюльник поняли: совсем свихнувшегося Кихота надо побыстрее вернуть домой. Они начали уверять Санчо, что Кихота жадно ждёт в деревне Дульсинея. За помощь в возвращении рыцаря Пансе сулили большую награду. Санчо немедленно вернулся к Дон Кихоту, однако тот заявил, что вернется восвояси не раньше, чем совершит достойные Дульсинеи подвиги.

На дальнейшем пути им попался тот самый каторжник, который украл у Санчо осла. Панса вернул осла себе. Потом рыцарь и Санчо увидели и мальчика-пастушка, за которого раньше вступился Кихот, когда его стегал сельчанин. Пастушок рассказал, что заступничество идальго только повредило ему, и страшно ругал всех странствующих рыцарей.

Путники остановились ночевать на постоялом дворе. Во сне Дон Кихоту привиделось нападение врагов, и он стал махать мечом во все стороны, пропоров висевшие рядом бурдюки с вином. Санчо принял разбрызганное вино за кровь и перепугался до полусмерти. Утром Дон Кихот объяснял всем, что рубил мечом бурдюки под влиянием чар злого волшебника.

Сюда же подъехали его земляки – священник и цирюльник, втихомолку рассказывая всем о помешательстве Кихота. На постоялом дворе оказался и другой цирюльник – тот, у которого Дон Кихот прежде отнял медный таз и теперь носил на голове как шлем. Цирюльник стал требовать возврата таза. Деревенский священник заплатил ему за таз его стоимость.

Один из случившихся в таверне стражников по приметам узнал Дон Кихота, которого везде разыскивали как преступника за освобождение каторжников. Священник откупился и от стражника, указав ему, что Кихот – не преступник, а сумасшедший.

Священник и цирюльник посадили Дон Кихота в самодельную клетку и повезли в родную деревню. По пути Кихот уговорил, чтобы его выпустили из клетки, и без сопротивления доехал до дома сам. Ключница и племянница уложили Дон Кихота в постель и ухаживали за ним, как за больным. Священник советовал им строго следить за сумасбродным идальго, который может отправиться на новые подвиги. Санчо Панса, вернувшись к супруге, сообщил ей, что за свою службу рыцарю пока ничего не получил, но непременно станет вскоре графом или губернатором острова, да не какого-нибудь захудалого, а самого лучшего.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без согласия правообладателя запрещены!

См. краткое содержание второй части романа.