Вверившись заботам ключницы и племянницы, Дон Кихот восстанавливал здоровье после странствий, описанных в первой части романа (см. её краткое содержание). Цирюльник и священник целый месяц не навещали его, чтобы не напоминать о прежних его приключениях. Но потом священник всё же пришёл к Дон Кихоту. Тот выглядел совершенно здоровым умственно, но лишь до тех пор, пока беседа не коснулась подвигов рыцарей. Тогда стало ясно, что Кихот с прежней страстностью думает о них. (См. также биографию Мигеля Сервантеса и статью «Дон Кихот» – анализ.)

 

Сервантес. Дон Кихот. 2 часть. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

От Санчо Пансы он узнал, что в Испании появилась книга под названием «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», написанная неким Сидом Ахметом Бенинхали, и она пользуется в народе большим успехом. Дон Кихот пригласил к себе учёного бакалавра Самсона Карраско и расспросил его о книге. Карраско рассказал, что ею зачитываются все от мала до велика. После этого разговора Дон Кихот решил, что ему непременно нужно продолжить свои приключения. Родственники пробовали удержать его дома, но не смогли.

Перед тем, как отправиться в дорогу, опять вместе с Санчо, Рыцарь Печального Образа захотел получить благословение своей дамы сердца. Он прибыл в Тобосо, и там признался Санчо, что никогда не видел Дульсинею, а влюбился в нее только по слухам. Полагая, что с Дульсинеей встречался ранее посылавшийся к ней с любовным письмом Санчо, Дон Кихот требовал, чтобы оруженосец указал дорогу к замку дамы его сердца. Санчо не хотел признаться рыцарю, что писем к Дульсинее он не возил, и, увидев трёх подъезжавших на ослицах крестьянок, сказал Дон Кихоту, что одна из них – Дульсинея, а две другие – её фрейлины. Дон Кихот пал на колени перед поселянкой грубоватого вида, которую Санчо выдавал за Дульсинею. Та, неотёсанная и некрасивая, грубо закричала на него. Санчо стал разъяснять своему господину, что крестьянка выглядит и ведёт себя так из-за чар злого волшебника. Дон Кихот поверил объяснению, и они с Санчо продолжили путь.

Во время отдыха в лесу рядом с Дон Кихотом и Санчо расположились на привал двое мужчин, один из которых называл себя Рыцарем Зеркал. Он рассказал, что ради благосклонности дамы своего сердца, Касильдеи Вандальской, задумал одолеть всех рыцарей Испании и мира, в том числе знаменитого Дон Кихота. Кихот тут же бросился на него и едва не прикончил. Но оруженосец Рыцаря Зеркал завопил, что его господин – это знакомый Кихоту бакалавр Самсон Карраско, который переоделся для того, чтобы вернуть Рыцаря Печального Образа домой. Кихот не поверил этим словам. Он решил, что коварные чародеи просто заменили облик Рыцаря Зеркал обликом Карраско.

В дороге Дон Кихот встретил благородного идальго Диего де Миранда. Они поехали дальше вместе и вскоре заметили повозку, которая тащила клетку с двумя львами. Дон Кихот потребовал, чтобы клетку открыли, и собирался изрубить огромного льва в куски. Лев, однако, поленился выйти из клетки. Дон Кихот тоже не стал входить к нему, а удовлетворился тем, что провозгласил свою победу над животным и присвоил себе новое прозвание – Рыцаря Львов.

Вслед за этим странники прибыли в одно село, где молодую красавицу Китерию выдавали замуж за местного богача Камачо. Перед самым венчанием вдруг появился давно и горячо влюблённый в Китерию бедняк Басильо. Он сказал, что не сможет жить без неё, и у всех на глазах вонзил себе в грудь острый клинок. Священник подбежал исповедовать несчастного юношу перед смертью, однако Басильо заявил, что согласится на исповедь, только если священник обвенчает его с Китерией и он умрёт её супругом. Все уговаривали Китерию сжалиться над страдальцем, ибо он сейчас умрёт, и она всё равно сыграет свадьбу с богатым Камачо. Китерия подала Басильо руку, но как только священник обвенчал их, Басильо вскочил на ноги здоровым. Оказалось, что он по сговору с Китерией разыграл обманное самоубийство, чтобы не допустить её свадьбы с Камачо. Пробыв трое суток в селе, где случилась эта занятная история, Дон Кихот и Санчо отправились дальше.

Дон Кихот посчитал, что его новым подвигом должен стать спуск в глубокую пещеру Монтесиноса. Санчо и один студент крепко обвязали храброго рыцаря верёвками, и он полез в пещеру. Когда веревка была размотана на всю длину, Дон Кихот внизу не подавал признаков жизни. Санчо и студент не без труда вытянули его наверх. Дон Кихот пребывал в обморочном состоянии, его с трудом растолкали. Придя в сознание, он стал уверять, что видел на дне пещеры героев рыцарских романов и заколдованную Дульсинею.

На постоялом дворе по пути Дон Кихот глядел на кукольное представление. В этой пьесе добрых героев преследовали злодеи. Пожалев несправедливо обижаемых, Дон Кихот кинулся с мечом на сцену и перебил немало кукол. Во время дальнейшего странствия он увидел лодку на реке Эбро – и вообразил: её оставили здесь нарочно, чтобы проезжавший рыцарь мог отправиться в лодке на помощь кому-нибудь из невинно страждущих. Дон Кихот и Санчо влезли в лодку и, поплыв на ней, угодили к опасному водовороту, который создавали колеса стоявшей на реке мельницы. Прибежавшие мукомолы хотели спасать их, однако Дон Кихот принял их за злодеев, которые заточили в темнице знатную особу, и стал махать мечом. Он и Санчо едва уцелели в этой передряге.

Выехав среди заката на зелёный луг, Дон Кихот и Панса встретили герцога и герцогиню, занимавшихся соколиной охотой. Эти аристократы читали первую часть книги о Рыцаре Печального образа и пригласили его в свой замок – вроде бы как почётного гостя, но на самом деле чтобы потешиться над старым чудаком.

В замке некий переряженный в волшебника Мерлина субъект, услышав от Санчо, что знаменитая Дульсинея Тобосская заколдована злым чародеем, сказал, что заклятие можно снять, если Санчо сам огреет себя плёткой три тысячи триста раз. Санчо хотел уклониться от такого испытания, но герцог в обмен на согласие подвергнуться ему пообещал Пансе исполнить его давнишнюю мечту – сделать его губернатором острова.

Санчо вскоре действительно отправили на остров Баратарию в должности губернатора. Он не знал, что это лишь розыгрыш и что все слуги на острове тоже в нём участвуют. Санчо тут же пришлось приступить к исполнению губернаторских обязанностей, выносить приговоры по тяжбам, а потом и защищать Баратарию от якобы напавших на неё неприятелей. Ему принесли два щита и привязали их один спереди, а другой сзади. Устремившись в таком виде на битву, Санчо упал и не мог подняться, зажатый щитами. Вокруг себя он слышал крики и звон оружия, по его щиту ударяли мечами. Наконец кто-то воскликнул, что враги разгромлены. Санчо подняли и поздравляли со славной победой. Однако он тут же забрался на своего осла и поехал к Дон Кихоту, поняв, что не рождён для власти и сражений и что губернаторская должность – не для него.

Дон Кихоту между тем наскучила бездельная жизнь у герцогов. Он покинул их замок и вместе с Санчо отправился навстречу новым подвигам. В Барселоне Кихот сразился с неким рыцарем Белой Луны и потерпел поражение. Этим рыцарем вновь оказался автор книги о нём – бакалавр Самсон Карраско. По рыцарским обычаям победитель мог требовать, чтобы побеждённый исполнил любое его желание, и Карраско настоял на том, чтобы Дон Кихот вернулся домой и не выезжал оттуда в течение года.

И самому Кихоту уже надоели странствия. Прибыв в родные места, он решил позабыть о рыцарстве и стать пастухом. Эту его мысль одобрил и верный Санчо. Дон Кихот вскоре скончался, проклиная на смертном одре фантазии рыцарских романов. Перед кончиной он простился с друзьями и испустил дух спокойно, по-христиански – совсем не так, как странствующие паладины.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без согласия правообладателя запрещены!