«Вольность» – малохудожественная, трудная для чтения, проникнутая преувеличенно патетичным восторгом ода Александра Радищева, которую он частично включил в одну из глав «Путешествия из Петербурга в Москву».

 

Радищев. Ода Вольность. Анализ. Слушать аудиокнигу

 

Радищев начинает оду восхвалением вольности:

 

О! дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О, вольность, вольность, дар бесценный,
Позволь, чтоб раб тебя воспел.

 

Он выражает горячее пожелание, чтобы проснулись древние борцы за свободу, Брут и Вильгельм Телль, а цари от гласа вольности пришли в смятение.

Радищев говорит, что вольность присуща человеку от природы:

 

Я в свет изшел и ты со мною;
На мышцах нет моих заклеп;
Свободною могу рукою
Прияти данный в пищу хлеб.
Стопы несу, где мне приятно;
Тому внимаю, что понятно;
Вещаю то, что мыслю я;
Любить могу и быть любимым;
Творю добро, могу быть чтимым;
Закон мой – воля есть моя.

 

Для поддержания вольности народ создаёт власть и закон. Законность есть истинный Бог общества. Но она должна быть справедлива и беспристрастна, свободна от влияний лести, знатности, богатства. Нынешние же земные власти не таковы. Они действуют обманом, распространяют среди подданных невежество и суеверия. От этого народы вместо вольности подпали под иго рабства. Насаждать неправедную власть монархам-деспотам, по мнению Радищева, помогает церковь.

 

Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает;
Союзно общество гнетут;
Одно сковать рассудок тщится,
Другое волю стерть стремится;
На пользу общую, – рекут.
.............
Чело надменное вознесши,
Прияв железный скипетр, царь,
На громном троне властно севши,
В народе зрит лишь пoдлу твaрь.

 

Рабство ввергло людей в бедность. Оно препятствует развитию наук и знаний. Но Радищев пророчит, что вскоре люди поднимутся на борьбу за свободу и начнут казнить своих нынешних владык.

 

Возникнет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит;
В крови мучителя венчанна
Омыть свой стыд уж всяк спешит.
Меч остр, я зрю, везде сверкает,
В различных видах смерть летает,
Над гордою главой паря.
Ликуйте, склепанны народы,
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя.

 

Народ призовёт монархов к ответу, говоря: «Порфира была вручена вам, чтобы блюсти равенство и защищать слабых, а вы, забыв данную в этом клятву, нарушили человеческие права, расчистили дорогу неправде и обогащали любимцев. Вы – первейшие преступники и должны за это умереть!».

Радищев хвалит Кромвеля, который во время английской революции осудил на казнь короля Карла I, хотя и оговаривается, что после смерти этого монарха Кромвель установил собственную жестокую диктатуру. В своей оде Радищев воспевает и зачинателя протестантизма Лютера, говоря, что он «подъял луч просвещения». Он сочувственно упоминает и вождя американской революции Вашингтона.

Радищев картинно изображает блага, которые доставить людскому роду свобода. Он считает, что при ней крестьянскую нищету, «скупую ниву» времён тирании сразу заменят богатые урожаи. В семьях утвердится взаимная любовь и общее счастье. Благодаря общественной справедливости людей будут ценить не по родству, а по заслугам. Однако свободу надо будет неустанно поддерживать, ибо злые человеческие страсти извечно стремятся поселить среди граждан рознь и вернуть их назад к деспотизму. Так произошло, когда римская республика пошатнулась от распри Мария и Суллы – и превратилась в империю Цезаря и Августа. Радищев восклицает:

 

О! вы, счастливые народы,
Где случай вольность даровал!
Блюдите дар благой природы,
В сердцах что Вечный начертал.

 

Он выражает надежду, что потомство будет помнить его свободолюбие, что юноши будут приходить на его гроб, говоря: «Он нам вольность первый прорицал». Радищев свято верит, что заря свободы во всём мире и в России близка:

 

Мне слышится уж глас природы,
Начальный глас, глас божества;
Трясутся вечна мрака своды,
Се миг рожденью вещества.
Се медленно и в стройном чине
Грядет зиждитель наедине –
Рёкл… яркий свет пустил свой луч,
И ложный плена скиптр поправши,
Сгущенную мглу разогнавши,
Блестящий день родил из туч.