Одна из высших ступеней древнегреческого культурного развития связана с именем Гомера, по преданию – слепого певца, чья жизнь так покрыта мраком неизвестностью, что еще в древности семь разных городов спорили о чести быть его родиной. Гомеровские поэмы берут свой сюжет из круга сказаний о битвах под Троей (Илионом) и о судьбе и приключениях героев на возвратном пути на родину. Две великие эпопеи приписываются обыкновенно Гомеру – «Илиада» и «Одиссея». В «Илиаде» изображается гнев Ахилла и борьба греков с троянцами под Илионом в течение 51 или 53 дней последнего года войны до самого погребения Гектора, в «Одиссее» – судьба и приключения Одиссея и его спутников во время их десятилетних странствований, а также наглые поступки женихов, сватавшихся к супруге Одиссея на острове Итаке.
Поэмы Гомера. Слушать аудиокнигу
Что поэмы эти сочинены в малоазиатской области Ионии, где возникло и содержание их и размер стиха (дактилический гекзаметр), и что родиною Гомера были или Хиос, или, еще вероятнее, – Смирна, в этом мнения довольно сходны между собою; гораздо сильнее разногласия насчет того, как именно произошли, сохранились и передавались обе эпопеи, так как глубокой древности письменность еще не была известна в Греции и следовательно записать их можно было уже только позже. Одни учёные никак не хотят признать Гомеровских песнопений за создание одного гениального поэта, а видят в них собранные и сложенные лишь впоследствии произведения целой школы ионийских певцов, которые в течение столетий передавались изустно и читались на память странствующими певцами (рапсодами), пока наконец афинский правитель Писистрат не собрал их и не велел записать. Другие, напротив, не могут помириться с мыслью, чтоб поэма, носящая на себе характер такого единства и однородности, была произведением многих стихотворцев, и потому держатся старого убеждения, что Гомер был творцом обеих эпопей в нынешнем их виде.
Как бы то ни было, Гомеровские поэмы имели великое влияние не только на ход одной греческой образованности, но и на художественное развитие всей Европы. Они сделались неисчерпаемым источником искусства и поэзии; служили средством возбуждения национальных стремлений, любви к родине, религиозности и чувства красоты. Для грека были они зеркалом всех племенных его особенностей, – его героизма и вместе его хитрости и лукавства. Потомство славило в них первый возвышенный отзвук европейского духа; оно удивлялось в них наглядности и живой истине, стройной соразмерности их светлого взгляда на жизнь, великому художественному смыслу и ясному пониманию, соединенными с детскою простотой и с богатством фантазии. Создания Гомера отличаются первобытностью народной поэзии, свежестью природы, чьим простым языком они говорят, и вместе с тем являются образцом истинно художественного совершенства. Они проникнуты такою духовною и нравственною высотой, которая возносит вас над областью всего земного.
Вера в единство обеих великих эпопей была впервые поколеблена филологом Вольфом, который полагал, что Гомеровские песнопения принадлежат не одному и тому же стихотворцу, а вышли из школы ионийских певцов, величайший гений которых, Гомер, подобно какому-нибудь мифическому герою, поглотил своим именем имена всех певцов школы, так что из собственного оно сделалось нарицательным для всех стихотворцев, которые связывали отдельные песни в одно целое. Эти песни, по мнению Вольфа, только в эпоху Писистрата были соединены в две большие эпопеи и еще позднее посредством вставок и урезок приведены в тот вид, какой имеют теперь.
Взгляд Вольфа наделал много шума и нашел многих последователей, но немало и противников. Последние особенно упирали на единство и однообразие плана, языка, стихосложения и тона поэм. Они уверяли, что изустная передача в дописьменную эпоху произведения одного великого певца не представляет ничего невозможного.