Аввакум Петров, борец против реформ патриарха Никона, сам написал своё житие. Он повествует там, что в 1654 году, с началом никонианских преобразований, которые лишали русскую церковь её национального лица и насаждали в ней чужестранщину, Бог дал видимый всем знак своего гнева –  солнечное затмение.

 

Житие протопопа Аввакума, написанное им самим. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

Аввакум был уроженцем области Нижнего Новгорода и с ранних лет любил молиться. Когда отец Аввакума умер, мать женила его на бедной сироте Анастасии. В двадцать один год Аввакум был рукоположён в дьяконы, а потом стал протопопом. Свою паству он защищал от произвола местных самоуправцев и за это не раз подвергался побоям. Один начальник даже стрелял в него из ружья, но оно не выстрелило. Потом воевода Шереметев, с которым Аввакум вместе плыл на корабле, собирался за смелые речи бросить его в воду.

Аввакум ушёл от насилий в Москву и поселился там при Казанской церкви, у протопопа Ивана Неронова. Патриархом как раз стал Никон, который повелел креститься не двумя перстами, как делали все старые русские подвижники, а тремя, изменив и много другое в вере. Аввакум и Иван Неронов написали царю Алексею Михайловичу письмо о ереси Никона. Никон приказал Неронова сослать, а Аввакума посадить на цепь в темницу. Там его не кормили три дня, потом же вместе с семьёй сослали в Сибирь.

Первое время протопопа поставили служить в церкви в Тобольске, но потом пришёл указ везти Аввакума дальше, в Даурию. Его погнали туда вместе с отрядом жестокого воеводы Афанасия Пашкова, который шел осваивать новые земли.

На реке Тунгуске корабль Аввакума чуть не утонул. Жена его едва вытащила детей из воды. Пашков с протопопом постоянно ссорился. Зимой он посадил его в холодную тюрьму Братского острога. Весной отряд двинулся дальше, и Пашков заставил Аввакума бурлаком идти по берегу, тянуть лямку. Он снова чуть не утонул. Одежда его погнила, добро водой размыло. В отряде начался голод. Летом ели траву и корни, зимой – сосновую кашу и даже мясо замёрзших волков и лисиц.

Наконец Пашков по царскому приказу стал возвращаться на Русь, но Аввакума с собой не взял. Протопоп кое-как сам добрался назад из Сибири. По пути в Москву он всюду обличал ложную веру Никона.

Царь тогда уже с Никоном поссорился. Бояре, желая, чтобы Аввакум помог им в борьбе с властолюбивым патриархом, дали ему место при одном кремлёвском соборе, но от никонианских новшеств отстать не хотели. Они предложили и Аввакуму принять их, суля щедрые награды, однако протопоп не согласился.

Он поселился у знаменитой боярыни Федосьи Морозовой, своей духовной дочери, и послал царю письмо, где проклинал ересь Никона. Тогда Аввакума с семьёй сослали на Мезень, потом привезли в Москву, торжественно расстригли, прокляли и представили перед собором одобривших реформу Никона вселенских патриархов. Аввакум смело спорил с ними о вере и обличал их. Его сослали в Пустозерск, где посадили в земляную тюрьму. В Москве многих противников Никона сожгли, казнили их и в других местах.

На этом протопоп закончил своё житие. Всего он написал 43 сочинения. 14 лет Аввакум просидел в земляной тюрьме Пустозёрска, пока в апреле 1682 года новый царь Фёдор не велел казнить его, сжёгши на костре.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!