Великий князь Дмитрий Иванович молвил: «Пришла весть, братья, что татарский царь Мамай стоит у быстрого Дона». Великий князь и брат его, Владимир Андреевич, помолившись Богу, собрали храбрые полки русские. К Москве съехались все русские князья.

 

Задонщина. Краткий пересказ для читательского дневника. Слушать аудиокнигу

 

Что шумит, что гремит рано пред рассветом? То князь Владимир Андреевич полки строит и ведёт к великому Дону. Уже соколы и кречеты за Дон скоро перелетели и ударили по несметным стадам гусиным и лебединым. То были не соколы, не кречеты – то обрушились русские князья на силу татарскую. И ударили копья калёные о доспехи татарские на поле Куликовом, на речке Непрядве.

Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, кровью их земля залита. На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали и гремели громы великие.

По рязанской земле около Дона ни пахари, ни пастухи в поле не кличут, лишь вороны каркают над трупами, деревья от печали к земле склонились. Запричитали княгини, боярыни и воеводские жёны по убитым. Так говорили они: «Можешь ли ты, господин, князь великий, вёслами Днепр загородить, а Дон шлемами вычерпать, а Мечу-реку трупами татарскими запрудить? Замкни, государь, у Оки-реки ворота, чтобы больше татары к нам не ходили». Жена воеводы Микулы Васильевича, Марья, плакала на забралах стен московских, причитая: «О Дон, быстрая река, принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне!».

Ринулся князь Владимир Андреевич с ратью на полки татар. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Ветер ревёт в стягах великого князя Дмитрия, татары спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля золочёными доспехами осветили. Рассыпались татары в смятении и побежали непроторёнными дорогами в лукоморье, скрежеща зубами, раздирая лица свои, и приговаривая: «Уж нам, братья, в Русь ратью не хаживать и даней там не прашивать».

Разнеслось по русской земле ликованье. Метнулся жестокий Мамай от своей дружины серым волком и прибежал к Кафе-городу. И молвили ему там: «Видно, тебя князья русские крепко попотчевали! Беги-ка ты, Мамай, от нас за тёмные леса».

И сказал великий князь Дмитрий Иванович: «Братья, положили вы головы свои за землю за Русскую и за веру христианскую. Пойдём, брат Владимир Андреевич, к славному городу Москве. Чести и славного имени мы добыли».