По мнению Тютчева, к природе неприложима та нравственная точка зрения, которая позволяет человеку в жизни отделить «зло» от «добра». В природе царствует великая стихийная жизнь, непроясненная, но величественная, полная движения. (См. также: Творчество Тютчева.)
Тютчев. День и ночь. Анализ. Слушать аудиокнигу
Тютчев относился к природе приблизительно так же, как Лермонтов, хотя без лермонтовской тревоги и страстности. Он верил в жизнь природы: «в блеске молодой весны», в «светлости осенних вечеров», в сверканьях пламенных зарниц и в шуме ночного моря – она сама намекала ему на свои роковые тайны.
Однако Тютчев считает, что видимая нам красота и великолепие природы – лишь «златотканый покров», наброшенный на мир «высокой волею богов». Под ним же скрывается бездна хаоса, изначальный мрак, мир бесформенный, хаотический и страшный. Он незрим для наших глаз, но его можно почувствовать глубокой интуицией.
Это своё мироощущение Тютчев лучше всего передаёт в стихотворении «День и ночь».
На мир таинственный духóв,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!